СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Ответственность за просрочку

 

Одним из постулатов логистики является поставка товара "точно в срок". Возможно ли это, и какие гарантии дают транспортники?

 

Ни для кого не секрет, что задержка на любом участке цепи поставок любого товара, будь то сырье или готовая продукция, приведет к срыву во всей цепи, к финансовым потерям и утрате имиджа всех участников, а в некоторых случаях и к прямым убыткам, вызванным, например остановкой производства. Причин задержки поставок предостаточно, начиная от несвоевременной отгрузки, проблемами на транспортном участке и заканчивая форс-мажорными обстоятельствами.

Современный экономический словарь дает определения Форс-мажорных обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы, как чрезвычайные, непреодолимые, не зависящие от воли и действий участников экономического соглашения обстоятельства, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства. К форс-мажорным обстоятельствам относят: пожары, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия. Возникновение форс-мажорных обстоятельств освобождает участника, исполнителя договора от ответственности за выполнение принятых им обязательств. Так как на данные обстоятельства по определению мы повлиять не можем, то и рассматривать их тоже не будем, но к самому определению еще вернемся не раз.

Причин несвоевременной отгрузки тоже великое множество, но для каждого предприятия они будут особенными и это тема для отдельного разговора.

А вот о проблемах на транспортном участке вызванных несвоевременной доставкой, а точнее о юридических взаимоотношениях между грузовладельцами и перевозчиками, гарантиях срока доставки груза и пойдет речь в этой статье.

 

Dura lex send lex

Согласно положению Статьи 792 ГК РФ1 перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

-----------------------------------------

1Гражданский кодекс РФ Часть 2 от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ Глава 40 Перевозка

 

Первый форс-мажор – авиация.

Начнем, пожалуй, с широко распространенного мнения, что самый быстрый транспорт это авиация. Действительно при благоприятном стечении обстоятельств груз, отправленный через одни воздушные ворота нашей необъятной родины в течение суток прибудет в другие ворота. Но это при благоприятном стечении обстоятельств.

 

Срок доставки груза регламентирован Статьей 109 Воздушного кодекса РФ2. Согласно требованиям указанной статьи Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза.

-----------------------------------------

2Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ)

 

Проходит день, два, неделя, а воз и ныне там, то есть груз где-то завис и прибывать в другие ворота не собирается в ближайшем будущем. Казалось бы, все разумные сроки уже давно прошли, но в том то и дело, что понятие "разумные" для потребителя услуг авиаперевозки груза и для перевозчика это две большие разницы.

По сложившейся традиции авиаперевозчики сами не принимают грузы к перевозке, а действуют через своих агентов и при сдаче груза первое, на что нужно обратить внимание это на авианакладную (AWB). Согласно требованиям п. 8 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов3 закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза. К сожалению, в большинстве случаев это обязательное требование не соблюдается и номер и дата рейса в накладной не указывается. Но даже если в AWB и будет указан конкретный рейс это еще не гарантия, что именно данный рейс доставит ваш груз. В тех же самых правилах воздушных перевозок грузов3 предусмотрен п. 26 по которому бронирование аннулируется без предупреждения пассажира, грузоотправителя если грузоотправитель предъявил груз с неправильно оформленными документами, необходимыми для выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации, или груз не соответствует требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами. А согласно п. 60 указанных правил3 Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения, необходимые для оформления грузовой накладной. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные документы, которые до передачи груза грузополучателю необходимы для выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перевозчик не обязан проверять достоверность или достаточность этих документов. Итого груз лежит себе и лежит в аэропорту отправления, и никто за это не отвечает, а грузоотправителя даже уведомлять необязательно.

-----------------------------------------

3Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 Об утверждении Федеральных авиационных правил Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей (далее - правила)

 

В большинстве установленных перевозчиком правилами воздушных перевозок есть следующие дополнения:

Сроки доставки груза воздушным транспортом исчисляются с момента приема его к перевозке в аэропорту отправления и до момента извещения получателя о прибытии груза в аэропорт назначения с учетом норм времени на хранение, переработку груза в аэропортах первоначальных, промежуточных, назначения и на перевозку воздушными судами.

Исчисление срока доставки начинается с 00 часов суток, следующих за днем приема груза к перевозке.

Сроки доставки тяжеловесного, негабаритного и мелких партий груза, принятых к перевозке в пункты, куда не установлено регулярное движение воздушных судов, определяются перевозчиком по договоренности с отправителем, о чем делается соответствующая отметка в грузовой накладной.

Сроки доставки груза на периодические массовые перевозки груза воздушным транспортом устанавливаются авиационными предприятиями ГА по договоренности с отправителем и указываются в договорах.

Груз считается доставленным в срок, если перевозчик не позднее 12 часов по истечении установленного срока доставки направил получателю извещение о прибытии груза по адресу, указанному в грузовой накладной.

Срок доставки груза считается ненарушенным, если задержка произошла по причинам:

- стихийного бедствия;

- невозможности полетов по метеорологическим условиям;

- ограничения полетов по распоряжению государственных органов;

- по другим причинам, не зависящим от перевозчика.

Не включается в срок доставки груза:

- время задержки отправки груза по вине отправителя, если погрузка осуществляется его средствами;

- время ожидания в аэропорту трансфера отправления груза очередным рейсом в аэропорт назначения по установленному расписанию, но не более 24 часов;

- время задержки груза в аэропорту отправления или в аэропорту трансфера по требованию государственных органов (санитарных, карантинных и др.).

При прямых смешанных перевозках груза срок его доставки исчисляется раздельно в соответствии с правилами, действующими на соответствующих видах транспорта, принимающих участие в прямой смешанной перевозке груза.

В случае перерыва или прекращения движения воздушных судов перевозчик обязан поставить об этом в известность отправителя и получателя и испросить распоряжения отправителя.

В случае, когда перевозчик не имеет возможности доставить груз в аэропорт назначения и в 5-дневный срок со дня высылки уведомления не получит от отправителя или получателя указаний о распоряжении грузом, он имеет право:

- передать груз другим видам транспорта для его дальнейшей перевозки в адрес получателя;

- поместить груз на ответственное хранение на склад какой-либо организации;

- реализовать груз в установленном порядке.

О своем решении перевозчик обязан сообщить отправителю и получателю. Отправитель обязан возместить перевозчику расходы, возникшие вследствие указанных операций.

Если груз был передан для дальнейшей перевозки другим видам транспорта, перевозчик обязан произвести возврат отправителю сумм в размерах, установленных правилами применения тарифов.

 

Кроме того, если все-таки груз на грани негабарита (грузы, требующие особых условий перевозки) и не во всякие типы воздушных судов "пролезает", а именно этот нужный тип ВС сняли с линии, то это будет изменения условий перевозки. А согласно п.183 Правил в случае изменения условий перевозки, предусмотренных договором воздушной перевозки груза, перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя или грузополучателя и испросить их распоряжения относительно этого груза. Все указания грузоотправителя по распоряжению грузом оформляются в письменной форме (п.186 Правил). Согласно п.187 Правил расходы, связанные с распоряжением грузом, возмещаются грузоотправителем, за исключением случая, когда распоряжение грузом вызвано нарушением договора воздушной перевозки груза перевозчиком. Таким образом, если перевозчик уведомил грузоотправителя или грузополучателя об изменениях условий перевозки, и тот согласился на ожидание нужного типа ВС, то перевозчик имеет право выставить счет за хранение груза в порту отправления.

 

Но предположим что и с грузом и сопроводительными документами все в порядке, всевидящее око все контролирующих органов оказалось закрытым, но груз все равно не прибыл вовремя (в разумный срок). На лицо нарушение договора перевозки и наступает ответственность перевозчика. "Тяжкое бремя" ответственности авиаперевозчика за просрочку доставки груза прописано в Статье 120 ВК РФ согласно которой за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. И вот именно эти самые "иные обстоятельства", о которых было сказано выше и которых предостаточно, сделали данную статью абсолютно нерабочей, настолько, что законодатели ее даже поменять забыли (Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" в редакции от 20 апреля 2007 года устанавливает в статье 3, что минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и что его применение для других целей не допускается). Но и это еще не все.

Даже если Вы все-таки решитесь потребовать с перевозчика указанный Статье 120 ВК РФ штраф, то тут Вас подстерегает мучительная "процедура предъявления требований, претензий и исков", установленная в ВК РФ (ст.ст. 124 - 128). Согласно ст.124 ВК РФ До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. При этом согласно нормам статьи 125 в случае просрочки доставки груза право на предъявление претензии и иска к перевозчику имеет только грузополучатель при предъявлении грузовой накладной. Согласно ст.126 претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Ну а далее по нормам ст.128 Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии. Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Теоретически, через 10 дней по истечении срока доставки можно предъявить претензию по утрате груза. Но опять же право на предъявление этой претензии имеет только грузополучатель (п.п.1 п.2 ст.125 ВК РФ), и, скорее всего в ответе на претензию будет заявлено, что утери нет, и можно в любой момент забрать груз либо в порту отправления, либо в промежуточном.

Таким образом, пока груз не доставят – никаких претензий. Но даже если доставят, то у грузоотправителя такого права нет – только у грузополучателя, и весь сыр-бор из-за 50% провозной платы максимум.

 

Аналогичная ситуация складывается и на других видах транспорта.

Что касается перевозок по железной дороге, то тут Перевозчик за задержку груза не отвечает вообще. Именно к такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 20 июля 2005 г. № А82-5701/ 2004-3. Компания – получатель груза пыталась взыскать пени с железной дороги по статье 97 Устава4 согласно которой за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

 

-----------------------------------------

4Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

 

По мнению же судей, пени с перевозчика не взыскиваются, если выполняются три условия:

- задержка груза связана с исправлением технического или коммерческого состояния вагонов или контейнеров в пути. Перевозчик должен доказать, что это произошло по причинам, не зависящим от него (Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом5);

- перевозчик составил акт общей формы в двух экземплярах, в котором указал причины задержки груза и срок задержки (Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом6); 

- железнодорожных накладных перевозчиком сделаны отметки о задержке груза в графе «Отметки перевозчика», что удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика (Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом6).

Поскольку железная дорога выполнила все указанные условия, пени за просрочку в доставке груза компания-заявитель не отсудила.

 

-----------------------------------------

5Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 27 Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом

6Приказ МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45 Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом

 

Кроме того, железный монстр, дабы не портить собственную статистику, идет на всяческие ухищрения такие как, например, выписка железнодорожной накладной не датой завоза контейнера на станцию (поступление груза в распоряжение перевозчика), а датой постановки этого контейнера на вагон. И таким образом контейнер может простоять на станции в ожидании вагона или другого контейнера не одну неделю.

 

Из всего выше перечисленного напрашивается вывод, что даже если в договоре перевозки указаны сроки исполнения этого договора, по факту никаких гарантий его исполнения в указанный срок не существует.

 

Сложившаяся в законодательстве ситуация с ответственностью перевозчика только на первый взгляд кажется абсурдной, но на самом деле полностью соответствует международным нормам по которым перевозчик защищен от претензий клиента, даже в случае его действительной вины. Во-первых, ни один перевозчик физически не в состоянии компенсировать потери, например крупного сталеплавильного завода произошедшие по причине несвоевременности доставки какой-нибудь маленькой запчасти и повлекшей остановку целой печи – масштабы разные. Во-вторых, сам перевозчик не заинтересован в увеличении сроков использования транспортного средства, а, следовательно, и сроков доставки.

Так в чем же причина того, что в нашей стране так остро стоит вопрос просрочки? В первую очередь в отсутствии выбора и монополизации рынка. Не секрет что в некоторые регионы необъятной родины можно доставить товары только воздушным транспортом, и в этих регионах, как правило, есть только один перевозчик – эдакий региональный монополист, диктующий свои условия. Выставление претензии этому перевозчику равносильно разрыву отношений с ним, а, следовательно, и потери данного регионального рынка сбыта. Ну а про монополию РЖД вообще говорить не стоит, ибо и так все понятно, что существующая тарифная политика не способствует ни сокращению сроков, ни исполнению взятых обязательств. Вот и ведут себя эти монополисты соответствующе: привезли вовремя – хорошо, а не успели в срок… да какая разница – клиенту все равно деваться некуда. В сложившихся условиях поставщику товара брать на себя ответственность, в том числе и финансовую – это непозволительная роскошь.

Проблему демонополизации рынка в ближайшее время не решить, да и решать ее, судя по действиям нынешней власти, никто не собирается. В таком случае поставщикам остается только единственный выход – при заключении договоров купли-продажи учитывать эту особенность и ни в коем случае не принимать на себя риски связанные с транспортировкой товара, а датой исполнения обязательств по договору купли-продажи должна быть дата передачи товара первому перевозчику.

 

Про ответственность экспедитора за просрочку следует поговорить отдельно. В следующем номере мы поговорим об ответственности экспедитора и в том числе за просрочку доставки.

 

Владислав Артамонов

Статья опубликована в журнале "Логистика и управление"

Поставка "точно в срок" по-русски

№7/июль 2009 г.

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования