СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Логистическая экспертиза договора поставки.

Анализ и опыт заключения внутрироссийских контрактов дистрибьюторской компании

 

В развитии дистрибьюторского рынка, по мнению многих аналитиков, наблюдается тенденция повышения уровня логистических услуг, сокращения логистических издержек, сроков поставок и т.д. Немаловажную роль в достижении конкурентных преимуществ играет и грамотное составление договора поставки с обязательной экспертизой логистической службы компаний. Такой договор является основой взаимоотношений партнеров.

 

Анализ нескольких сотен договоров поставки (действующих контрактов и проектов) показывает, что нередко встречаются две крайности: или условия минимально прописаны, без согласования важных специфических моментов для конкретных контрагентов, или прописаны слишком детально, зачастую дублируя много императивных норм законодательства, которые и так распространяются на отношения сторон.

Кроме того, если менеджер по логистике подключается к работе с конкретным поставщиком (покупателем) на стадии исполнения уже заключенного договора, а при этом еще служба закупок или продаж ставит знакомое каждому логисту условие доставки «нужно вчера», это требует дополнительных усилий, времени, зачастую высоких финансовых затрат компании. Чтобы их избежать, логисту надо активно участвовать в переговорном процессе с контрагентами на стадии согласования условий подписываемого договора поставки и обязательно проводить логистическую экспертизу заключаемых контрактов.

Подробное, четкое формулирование условий контрактов позволит избежать ненужных споров и разногласий при исполнении договора и тем самым сберечь время и силы, а также хорошие партнерские отношения.

Сфера поставок настолько обширна, что рассмотреть в одной статье всю специфику различных договоров невозможно, поэтому остановимся на договоре поставки в рамках дистрибьюторской компании.

 

Логистическая экспертиза контрактов

Логистическая экспертиза включает в себя не только определение, детализацию транспортных условий, но и мониторинг рынка логистических услуг, уровня тарифов на предполагаемом транспортном маршруте, условий перевозок и согласования других вопросов, а также заключение новых контрактов с транспортными, страховыми компаниями, операторами складских услуг и т.д.

Заключение договоров поставки регламентируется главой 30 Гражданского кодекса РФ «Поставка товаров» (статьи 506-534), а также общими положениями о купле-продаже (статьи 454-491) и рядом иных нормативно-правовых актов.

При логистической экспертизе договора поставки особое внимание следует уделить разделу «Сроки и порядок поставки» (это может быть как специальный раздел, так и отдельные пункты по тексту контракта, или отдельное приложение к договору, если необходимо включить много условий, параметров, чтобы не утяжелять текст основного договора).

С учетом предварительных переговоров сторон и выбранной схемы поставки транспортные условия могут включать в себя:

1) распределение между сторонами обязанностей по доставке товара с описанием схемы доставки;

2) срок поставки и правила его исчисления;

3) место передачи товара;

4) нормативы разгрузочно-погрузочных работ, а также на кого возлагается обязанность их осуществления и оплаты;

5) указание вида транспорта, которым осуществляется доставка (большинство дистрибьюторских компаний для доставок используют железнодорожный и/или автотранспорт, поэтому в данной статье рассматриваются особенности именно таких перевозок), а также требования к транспортным средствам;

6) стоимость транспортных и иных услуг, связанных с доставкой товара и условия их распределения между сторонами договора поставки, включая определение цены товара с учетом или без стоимости транспортировки;

7) требования к маркировке и упаковке перевозимого груза;

8) порядок приема-передачи товара;

9) порядок страхования грузов;

10) переход риска случайной гибели товара;

11) условия возврата тары, неликвидного и просроченного товара;

12) выполнение иных обязательств сторон, которые могут следовать из специфики груза, транспортной схемы и пр., или из возлагаемых третьими лицами обязанностей на стороны договора поставки.

Рассмотрим подробно каждое их этих условий.

 

1. Схема доставки и распределения между сторонами обязанностей по доставке товара

На переговорах по заключению договора поставки, как правило, идет согласование цен, сроков и тарифов. Поставщик озвучивает, по какой цене и за какие сроки, на каких условиях он может осуществлять поставки товара. Покупатель сопоставляет все это с тарифами транспортных компаний, с которыми он работает в данном направлении перевозок, изучает рынок транспортных услуг или рассчитывает возможности собственного транспорта. После этого стороны определяются с условиями доставки.

Закон дает сторонам договора поставки практически полную свободу действий по определению условий доставки, вида транспорта (ст. 510 ГК РФ). Схемы доставки могут быть различными и по-разному формулироваться в договоре. Основные схемы, принятые в дистрибьюторской практике, представлены в таблице 1.

 

Таб. 1

Основные схемы условий доставки, принятые в дистрибьюторской практике

 

Примечание. Данный перечень не является исчерпывающим, стороны могут использовать комбинацию условий разных схем, несколько видов транспорта или несколько транспортных компаний и т.д.

 

В сегодняшних условиях практически невозможно представить поставку без договоренности между сторонами об условиях такой поставки и отражения их в договоре. Однако иногда проекты договоров (и даже подписанные контракты) не содержат таких условий. В таких случаях закон дает право на выбор условий и вида транспорта поставщику (п. 1 ст. 510 ГК РФ), и нет гарантии, что эти условия будут удобны и приемлемы для покупателя. Поэтому важно не только детально обсудить, но и прописать в договоре обязанности сторон по доставке, условия и т.д. Если предусматривается несколько схем доставки, все они должны быть прописаны в договоре с оговоркой, что выбор конкретной схемы по заказу согласовывается сторонами и указывается в бланках каждого заказа, являющихся неотъемлемой частью договора поставки.

 

2. Срок поставки

Срок поставки – это срок, в течение которого поставщик должен передать товар покупателю или указанному третьему лицу (например, перевозчику или получателю, указанному покупателем).

ГК РФ предусматривает, что сроки могут определяться календарной датой или периодом времени - год, квартал, месяц, неделя, дни или часы (ст. 190-194 ГК РФ).

Дистрибьюторы, как правило, заключают контракт не на разовую поставку, а на долгосрочное сотрудничество, включающее постоянные поставки с определенной периодичностью.

Если все же в контракте срок поставки отдельных партий не определен, то закон предусматривает, что поставки должны осуществляться помесячно равными партиями (п.1 ст. 508 ГК РФ).

«В случаях, когда сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществиться отдельными партиями, необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ (ст. 457 ГК РФ)». Об этом сказано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки» от 22.10.1997 г. (п. 7).

Закон обязывает в таких случаях передать товар в разумный срок, не давая при этом однозначного четкого толкования понятия «разумный срок», а если и в разумный срок товар не поставлен, то в течение семи дней, как только покупатель потребовал передать товар.

Для договорной практики характерным стало то, что все чаще в проектах договоров сроки поставки указываются. Это позволяет воплощать правило «точно в срок». Но стоит отдельно сказать о том, каких ошибок в указании срока следует избегать, чтобы в худшем случае четко видеть «виновную сторону» и совершенствовать процесс поставки.

Поставки зависят от уровня продаж, страхового запаса и многих других факторов, вследствие чего немногие контракты имеют четкую периодичность (график) поставок. Поэтому можно предусмотреть согласование графика поставок не на весь срок действия договора, а на ближайший период (декада, месяц, квартал).

Вообще срок может быть указан в виде:

1. Жесткого графика (еженедельные поставки в Х день недели, конкретные даты и пр.).

2. Периодичности поставок (например, каждые 15, 30 дней и т.д.).

3. Согласованного графика на ближайший месяц (квартал, декада) или указания на порядок такого согласования.

4. Поставок по заявкам без строгой периодичности, в такой-то срок в зависимости от какого-либо условия (здесь может быть привязка к дате поступления заявки, ее подтверждения, оплаты заказа, готовности заказа и т.д.).

При формулировке в контракте условия о сроке поставки необходимо учитывать следующее:

1) При самовывозе закон устанавливает, что он должен быть сделан в разумный срок (п. 2 ст. 510 ГК РФ). Рекомендую в договоре этот срок указывать конкретно (например, «товар должен быть вывезен в течение ХХ рабочих дней с момента…извещения о готовности заказа/оплаты счета и т.д.»).

Преимущества для поставщика:

- вы не скапливаете товар в зоне отгрузки вашего склада из-за обещаний покупателя забрать товар «завтра».

- вы не храните длительный срок товар клиента, не неся тем самым дополнительных расходов по хранению, которые вы не обговаривали.

Кроме того, вместе с конкретными сроками вывоза товара нужно указывать и последствия его нарушения. Например, указать, что «хранение товара на складе поставщика свыше ХХ-дней с момента подтверждения заказа составляет ХХХ руб./1 место/1 сутки». Особенно это важно для уникальных товаров (специально изготовленного оборудования, фирменной одежды с логотипом покупателя и т.д.), которые поставщик не сможет продать другим клиентам и вынужден будет хранить, пока покупатель их не заберет, в том числе если при условии предоплаты покупатель вовремя не оплатил выставленный счет за товар, что повлекло длительное хранение зарезервированного товара. Или указать, что при неполучении в течение такого-то времени поставщик имеет право расформировать заказ, а покупатель может его обновить.

Можно также при самовывозе предусмотреть в договоре предупреждение покупателем о прибытии автомашины на склад поставщика за ХХ дней. Это позволит поставщику при интенсивном транспортном потоке регулировать работу склада и равномерно распределять приходящий транспорт (в случае, когда используется схема «доставка силами поставщика до склада покупателя», можно также внести в договор обязанность поставщика согласовывать дату прибытия машин под разгрузку). При этом важно включить в договор ответственность, если автомашина приходит позднее заявленного срока (а при жестких условиях работы склада - и ранее срока). Кроме того, владелец склада должен освобождаться от штрафов за сверхнормативный простой опоздавших автомашин.

2) Необходимо помнить, что указание срока в виде периода, а не конкретных дат отгрузки товара может повлиять на запас товара, например, период отправки указан «в течение 10 дней после получения заявки покупателя», что может означать как отправку товара поставщиком на следующий день после получения заявки, так и через 9-10 дней, что скажется на вашем складском запасе, поэтому для покупателя важно максимально сокращать данный срок в договоре и рассчитывать необходимый запас товара с учетом этой «вилки» в сроке.

3) Если в договоре предусматривается отгрузка на определенную дату, то поставщик должен «подстраховаться» и внести в договор срок подачи и согласования заказа. Это позволит успеть собрать заказ и провести работы по его упаковке, оформлению документов и пр. (например, «Покупатель обязан направлять заказы Поставщику не позднее, чем за ХХ рабочих дней до предполагаемой даты отгрузки»). В то же время, если вы используете вторую схему поставки (см. таблицу), то крайне важно предусмотреть срок именно в формате конкретной даты.

4) Если договор будет предусматривать ответственность поставщика за несоблюдение сроков поставки (например, в виде штрафа за каждый день просрочки – ХХХ рублей, или % от стоимости заказа), то поставщику важно указать, что срок исчисляется не с момента направления ему заказа покупателем, а с момента письменного подтверждения заказа поставщиком (поскольку и у поставщика бывают сбои с ассортиментом, наличием товара, особенно во время предпраздничных или пиковых сезонных отгрузок). Опять же, чтобы покупатель не ждал зря товар, для подтверждения заказа тоже надо предусмотреть срок.

Для упрощения дальнейшей работы службы поставок с заказами можно предусмотреть принятие заказов по умолчанию (например, «если в течение ХХ часов с момента направления заказа посредством факсимильной или электронной связи не поступило извещение поставщика о невозможности выполнить заказ в указанные сроки и в нужном объеме, то заказ считается принятым поставщиком к исполнению в полном объеме»).

Если клиент для вас новый, малоизвестен на рынке, необходимо помнить, что в случае, когда конкретное количество товара и ассортимент указываются покупателем в заказе, то заказ должен быть сделан в письменной форме, при этом в договоре обязательна ссылка на действительность документов, переданных посредством факсимильной связи (если такой способ обмена документами предполагается). Если письменной заявки не будет и товар не поставляется на условиях предоплаты, то в случае отказа покупателя принять товар (истинные основания могут быть разными: покупатель приобретает товар у другого поставщика, принимает решение не включать ваши товарные позиции в свой ассортимент и т.д.) закон будет на его стороне. А если вы несете обязанность по доставке товаров, то все транспортные расходы в данном случае будут за счет вашей компании. Все-таки иногда встречаются недобросовестные компании, поэтому «для страховки» всегда контролируйте получение письменного заказа от нового контрагента.

5) Также крупные компании вводят в практику систему распределения автомашин по времени прибытия на их склад, при этом в договоре целесообразно указать, что контрагент обязан за ХХ рабочих дней до даты загрузки согласовать время прибытия транспортного средства на погрузку/разгрузку (конкретный час или временной промежуток).

С одной стороны, практика введения погрузки/разгрузки по «времени» создает некоторые неудобства для водителей, однако опыт показывает, что в итоге это имеет больше плюсов, чем минусов: дисциплинирует водителей и сводит на нет проблемы простоя транспортных средств на погрузке/разгрузке.

Остановимся подробнее на варианте, когда товар планируется поставлять сборными отправками, это так называемая консолидированная отправка грузов покупателя от разных поставщиков, находящихся в одном городе, с помощью одного транспортного средства (вагон, контейнер, авто). В таком договоре покупателю необходимо указывать срок поставки в формате строгой отправки в день (не ранее и не позднее), какой указан в конкретном заказе. Так как заказанное вами транспортное средство, как правило, находится под загрузкой один день (здесь надо смотреть условия работы с перевозчиком), то только указание отгрузки в четкую дату позволит вам дисциплинировать поставщиков и не возить «воздух» вместо забронированного (и оплаченного вами!) места в транспортном средстве.

Для перевозчика маловажно при таком заказе, заполняете ли вы транспортное средство на 100% (по объему или грузоподъемности, в зависимости от рода вашего груза) или, например, на 80%, а остальное – воздух (не привезенный вовремя поставщиками товар), все равно тариф за перевозку вы платите полностью.

Здесь есть два выхода:

включать в договор поставки штрафные санкции поставщику за несвоевременную доставку (например, оплату забронированного места или оплату перевозки партии товара другим транспортным средством или другой транспортной компанией);

предусмотреть в договоре с перевозчиком возможность (если таковая есть) приема груза на склады транспортной компании до 2-3 дней до даты отправки сборного транспортного средства, что дает большую свободу действий для поставщиков.

Т.е. общие рекомендации таковы:

1. Указывать один из вариантов (и обязательно в будущем контролировать их исполнение):

«срок поставки составляет ХХ дней»,

указать график поставок (на весь период действия договора),

указать, что «не позднее ХХ числа каждого месяца стороны согласовывают и утверждают график поставок на следующий календарный месяц»,

или указать, что срок поставки указывается (согласовывается сторонами) в каждом заказе, являющимся неотъемлемой частью договора.

2. При этом обращайте особое внимание, что важно указать не только срок, но и порядок его исчисления (с какого момента начинается его исчисление, полностью ли начало исчисления срока зависит от действий стороны, обязанной осуществить доставку, если нет – предусмотреть основания освобождения вашей стороны от ответственности за срыв срока, если поставка зависит в том числе от действий вашего контрагента и т.д.).

 

3. Место и порядок передачи товара

Согласно гражданскому законодательству, поставщик обязан передать покупателю определенные договором товары, при этом под передачей товаров понимается его непосредственное вручение получающей стороне или сдача перевозчику для отправки получателю (п. 1 ст. 224 ГК РФ).

Здесь есть ряд моментов, на которые следует обратить внимание:

1) при отгрузках железнодорожным транспортом важно понимать, куда должен прийти груз (станция назначения, или у покупателя имеются подъездные пути на склад), кто будет заниматься раскредитовкой и подачей-уборкой вагонов в месте назначения (сам покупатель или наемная посредническая компания), соответственно в договоре правильно указать реквизиты получателя;

2) при сборных отправках, что так характерно для дистрибьюторских компаний, часто возникает необходимость в самоподвозах на терминал транспортной компании. Здесь желательно заранее оговорить, что местом передачи будет не склад поставщика, а терминал транспортной компании, указанный покупателем (если транспортные расходы несет покупатель). Кроме того, если поставщик ошибочно передает груз иной транспортной компании, в договоре следует предусмотреть ответственность за такое ошибочное отправление (например, возмещение разницы транспортных тарифов и штраф за увеличение сроков поставки (если они будут больше запланированных);

3) если поставщик сам доставляет товар до склада покупателя, а у покупателя их несколько (или самовывоз, а у поставщика также несколько складов), то в договоре указать либо что доставка осуществляется на такой-то склад (адрес), либо что конкретное место погрузки/выгрузки согласовывается сторонами при каждом заказе;

4) если для проезда к месту погрузки/разгрузки требуются специальные пропуски, разрешения (платный въезд на станцию отправления/прибытия, на склад, на проезд большегрузного транспорта и пр.) и т.д., то в договоре нужно предусмотреть, в чьи обязанности входит оформление таких разрешительных документов и за чей счет.

 

4. Нормативы разгрузочно-погрузочных работ. На кого возлагается обязанность их осуществления и оплаты

Очень важно предусмотреть в договоре нормы нахождения транспортного средства на погрузке/выгрузке на складе поставщика/покупателя. Здесь все зависит от того, где и кем осуществляется поставка:

Безусловно, перед тем как предусмотреть норматив, нужно знать подробно режим работы склада вашего контрагента, например:

1) склад не работает круглосуточно или только в какой-то конкретный интервал времени осуществляется загрузка/выгрузка транспортного средства (например, склад работает круглосуточно, но с 22.00 до 13.00 выполняет загрузку и доставку товара клиентам, а только с 13.00 до 22.00 склад может принимать транспортные средства на разгрузку/загрузку);

2) на складе пропускной режим – работает на въезд/выезд в сжатый временной промежуток, например, въезд транспорта разрешен только до 18 ч.

Из всего этого нужно выводить (если речь не идет о прибытии а/м к конкретному времени, а указывается просто дата) временной промежуток, когда контрагент готов загружать/выгружать ваш транспорт (обязательно это время указывать в заявках транспортной компании). Например, «отгрузка со склада производится с 8 до 18 часов, кроме выходных и праздничных дней. Время прибытия на склад под погрузку с 8 до 17 часов».

Если режим работы вашего склада очень напряженный, желательно предусмотреть освобождение от ответственности за простой автомашины, если она прибыла менее чем за ХХ часов до окончания работы склада. Например, вам потребуется на разгрузку фуры 4 часа, а склад работает до 18 часов. В таком случае в заявках следует указывать, что а/м должна прибыть не позднее 14 часов даты поставки, если позднее – разгрузка переносится на следующий рабочий день без штрафных санкций для вас, или вы осуществляете вечернюю разгрузку, но выставляете контрагенту стоимость такой разгрузки.

Норматив может быть указан исходя из тоннажа груза, объема или типа транспортных средств. Например, «разгрузка товара на складе покупателя производится с соблюдением следующих нормативов разгрузки: автомобиль грузоподъемностью 20 тонн – 4 часа, автомобиль грузоподъемностью менее 20 тонн – 3 часа, автомобиль грузоподъемностью менее 10 тонн – 2 часа. Сверхнормативный простой автомобиля составляет ХХХ руб. /1 час (включая неполный час)».

Немаловажно также указывать не только норматив, но и точки его отсчета. Отсчет может быть:

- с момента фактического прибытия транспорта (но можно и указать, что если транспортное средство прибыло раньше указанного времени, то норматив считается со времени, указанного в заявке);

- с момента прибытия представителя контрагента, ТПП или иного лица, контролирующего процесс приема груза.

Здесь важно:

1) чтобы нормативы, указанные в договоре поставки, не противоречили указанным в законодательстве нормам, а также условиям, предусмотренным контрактами с перевозчиками, транспортные средства которых планируется использовать для данного направления поставок.

2) соединить условия по нормативному простою с системой санкций за нарушение сроков погрузки-разгрузки транспортных средств, а также опоздания под погрузку. Оговорив систему нормативов на погрузку-разгрузку (т.е. взяв на себя или возложив на контрагента определенные обязательства), вы вправе применять к транспортной компании или вашему контрагенту штрафные санкции за несоблюдение сроков подачи транспортных средств.

Если в договоре предусмотрено платное хранение вашего заказа на складе поставщика (самовывоз), а несвоевременная подача транспортной компанией машины под погрузку повлекла (может повлечь) такие расходы, то в договоре с перевозчиком также следует предусмотреть штраф за опоздание (срыв) на погрузку, покрывающий ваши возможные расходы и убытки.

Также если автомашина прибывает на склад контрагента позднее согласованной даты, важно не только оговорить освобождение от ответственности за сверхнормативный простой, но и то, что сторона, на склад которой автомашина опоздала, освобождается от нормативной загрузки и будет грузить (разгружать) товар в это транспортное средство в порядке приоритетности машин, прибывших своевременно. Например, «отгрузка товара производится в согласованное сторонами время. Если автомобиль под погрузку прибывает в несогласованное время либо вообще без предварительного согласования, то поставщик вправе отгрузить такой заказ в удобное для него время».

Обязательно согласуйте, кто организовывает и несет расходы по погрузочно-разгрузочным работам в месте передачи товара (как правило, это важно, если передача происходит не на складе поставщика или покупателя, а на складе иного поставщика, где находится на загрузке автомашина покупателя и куда осуществляется самоподвоз, или на транспортном терминале).

Итак, мы рассмотрели схемы доставки товара, распределение ролей поставщика и покупателя, а также сроки доставок в договорных документах. В следующий раз мы поговорим о страховании товара, расходах по доставке грузов, о маркировке, упаковке и разных мелочах, которые стоит прописывать в договорных документах. Чем больше нюансов будет прописано в договорах, тем меньше коллизий будет в отношениях с партнерами.

 

Дополнительное условие

Пример в контракте

Последствия для сторон

Претензионный порядок рассмотрения споров, касающихся доставки товара

Для логистической службы важно, что в договоре может быть предусмотрен срок по выставлению претензий о недостаче/браке, определенная форма уведомлений, актов и т.д. От первичных действий сотрудников этой службы во многом потом будет зависеть отстаивание ваших интересов в спорных ситуациях, поэтому важно правильно и своевременно оформлять все документы, акты, претензии, соблюдать сроки их предъявления.

«Все претензии по качеству и количеству товара Покупатель вправе предъявить Поставщику в течение ХХ календарных дней с момента поставки товара.

Минимальное количество Товара, относительно которого Поставщиком будут рассматриваться претензии, составляет одну коробку, являющуюся учетной единицей Товара, используемой Поставщиком».

Для обеих сторон: например, указание малого срока предъявления претензий по недостаче (1-3 дня) позволит достаточно быстро и полно осуществить служебные проверки, ревизии и т.д. для выяснения и подтверждения требований.

Также во избежание затрат на проверки, ревизии и пр. стороны могут договориться не предъявлять друг другу «мелкие» претензии по недостаче и браку. Однако здесь нужно заранее учитывать потери от таких возможных франшиз в процессе ценообразования.  

Условия хранения товара на складе покупателя

Условия могут включать обязательное поддержание определенной температуры, влажности, возможности совмещения или наоборот запрет хранения товара с другими видами товаров, складирование в высоту определенного количества коробов – все зависит от требований, предъявляемых к хранению данного типа товаров.

«Покупатель обязуется хранить приобретенную Продукцию с соблюдением следующих условий хранения…».

«Покупатель вправе с согласия Продавца произвести возврат нереализованного в течение … /срок/ товара, при условии соблюдения Покупателем условий хранения, предусмотренных п. …».

Как правило, такие требования указываются в договоре, когда по его условиям предусматривается возможность возврата нереализованного товара поставщику.

Сезонный характер спроса на товар

Определенные группы ассортимента могут иметь сезонный характер спроса (например, многие компании предлагают стандартный товар, но в праздничной новогодней упаковке с символами года). Естественно, что при просрочке в доставке такой товар реализовать будет практически невозможно, поэтому к уже подписанному контракту по таким видам товара надо обязательно заключить дополнительное соглашение со специальными условиями доставки, распространяющимся только на эту группу ассортимента.

«Поставщик обязан доставить товар, указанный в приложении № Х к настоящему Договору, в течение 5 дней с момента получения заказа от Покупателя. В случае нарушения указанных сроков поставки Покупатель освобождается от обязанности принять и оплатить данный товар».

Просрочка поставки при этом должна предусматривать особые санкции. Для покупателя: если доставка силами поставщика – предусмотреть в договоре возврат товара, если доставка осуществлена с нарушением согласованных сроков плюс освобождение покупателя от оплаты такого товара (или возврат предоплаты).

Если доставляет перевозчик покупателя, то в контракте с транспортной компанией предусмотреть особый размер штрафа за несоблюдение сроков перевозки «сезонной» продукции.

Транзитная поставка

Договор может предусматривать так называемую «транзитную отправку» , особенно когда в роли покупателя выступает сеть магазинов или дистрибьютор с несколькими складами или филиалами. При транзитной поставке покупатель дает поставщику указания, куда и кому отгружать товар («отгрузочные разнарядки»).

«По соглашению сторон отгрузка может осуществляться в пользу третьего лица (предприятия-получателя). При этом Покупатель обязан направить в адрес Поставщика письменную заявку на отгрузку продукции в адрес третьего лица с указанием полных реквизитов получателя, в т.ч. отгрузочных, не позднее, чем за ХХ дней до даты отгрузки. При невыполнении этой обязанности Покупателем Поставщик не несет ответственности за просрочку поставки продукции».

Для поставщика: важно предусмотреть срок извещения покупателем о реквизитах получателя. Желательно оговорить перечень возможных получателей (если это сеть филиалов) или регион доставки. Иначе сложно будет качественно осуществить срочную доставку в регион, где у вас отсутствуют заранее налаженные контакты с транспортными компаниями.  

Привязка условий оплаты товара и срока поставки

Логисту важно обратить внимание, сделать предварительный расчет сроков доставки и соотнести их с условиями оплаты товара, а также уточнить, входят ли расходы на доставку в цену или выставляются отдельно, и порядок компенсации транспортных расходов, если такая договоренность есть. Проверьте условия изменения цен на товар, особенно включающих транспортную составляющую.

«Цены на продукцию (Приложение № Х к настоящему Договору) включают в себя стоимость упаковки, маркировки материалов, необходимых для осуществления транспортировки продукции, а также стоимость погрузочных работ на складах Поставщика и транспортировки продукции до склада Покупателя.

Покупатель производит оплату поставленной продукции в течение 15 календарных дней с момента получения продукции…».

Для покупателя: если оплата должна быть произведена в течение ХХ дней после отгрузки со склада поставщика, то желательно, чтобы этот срок был больше предполагаемого срока доставки. Кроме того, если поставка осуществляется силами поставщика, должна быть предусмотрена либо отсрочка оплаты в случае задержки поставки, либо привязка оплаты ко дню получения товара.

Конкретный перевозчик

В договоре может быть указан не только вид транспорта и условия отгрузки, но и конкретная транспортная компания , через которую производится отгрузка.

Это имеет смысл, когда вы на данном направлении вы пользуетесь услугами только одного перевозчика.

«Товар поставляется в сроки, указанные в заявке Покупателя, путем передачи товара транспортной компании ООО «Авто-груз» (г. Москва, …). Доставка товара до указанной транспортной компании осуществляется Поставщиком самостоятельно и за свой счет».

Для обеих сторон: такое указание в договоре упростит дальнейшую работу и сэкономит время (не нужно каждый раз в заявке или другой форме согласовывать, кому и куда передается груз).

Доля несовпадения отгружаемого товара

Не всегда у поставщика есть в наличии 100% ассортимента, поэтому, чтобы избежать отказа от неполностью собранного заказа, целесообразно указать в договоре возможную долю несовпадения отгружаемого товара (например, ХХ % от суммы заказа или такое-то количество позиций или коробок и пр.). Причем эта доля может быть как в сторону уменьшения, так и увеличения от первоначального заказа

«Поставщик в случае отсутствия необходимого наименования товаров на складе имеет право отгрузить товар с долей несовпадения по ассортименту 5% от общей суммы заказа Покупателя или произвести после письменного согласования с Покупателем замену отсутствующих наименований».

«Допускается отгрузка товаров с превышением объемов, согласованных сторонами в спецификации, в пределах минимальной нормы отгрузки. В таком случае Покупатель обязан принять и оплатить отгруженный товар».

Для покупателя: чтобы не потерять скидки за выполнение плана и другие бонусы из-за отсутствия у поставщика необходимого вам ассортимента, согласуйте, что ХХ % от исполнения заказа из-за вины поставщика считается выполнением плана. А в случае указания в контракте права поставщика о замене отсутствующих товаров на другие или указания доли несовпадения заказа в сторону увеличения включите в договор условие об обязательном письменном согласовании с вами исполнения заказа перед отгрузкой, дабы исключить возможность «слива» поставщиком неликвидов.

Срок годности поставляемого товара

Если у поставляемого товара существует определенный срок годности (продукты питания, бытовая химия, косметика и т.д.), то целесообразно включить в договор пункт о том, что срок годности принимаемого покупателем товара не должен быть менее ХХХ дней или такой-то части общего срока годности товара

«Срок годности поставляемого товара на дату получения Покупателем должен составлять не менее 2/3 от общей продолжительности срока годности товара».

Если срок годности отгружаемого товара для данного покупателя отличается от общих стандартов компании, то для поставщика это может повлечь дополнительную работу сотрудников склада по обработке заказов, соответственно, скажется на размерах расходов по сборке.

Минимальная норма отгрузки (минимальная партия заказа)

Как правило, встречается в проектах контрактов, исходящих от поставщиков. Минимальная партия может быть указана в различных величинах: общей стоимости заказа, в типе транспортного средства, которым может быть осуществлена доставка, в количестве грузовых мест и т.д. Как правило, минимальная партия отгрузки указывается при всех иных схемах, кроме самовывоза.  

«Минимальная норма отгрузки – 100 грузовых мест. Отгрузка товара партиями ниже минимальной нормы не производится и недопоставкой не считается».  

Для поставщика: 1) это условие особенно важно указать при схемах «самоподвоза», городской доставки клиентам, учитывая при этом время простоя в очереди на прием груза к перевозке на транспортном терминале, удаленность получателя и другие факторы; 2) если речь идет об отправках крупногабаритными транспортными средствами и если за транспорт платите вы и/или покупателю за доставку перевыставляете не транспортный тариф, а % от стоимости заказа, то, безусловно, нужно указывать в договоре и вводить на практике минимальный объем заказа, покрывающий транспортные расходы.

Для покупателя: если стоит условие отгрузки достаточно большими партиями относительно предполагаемого объема продаж в определенный период, то, с одной стороны, предлагаемые поставщиком условия могут быть выгодны (низкая цена на товар или низкие транспортные расходы), а с другой стороны высокие расходы по хранению из-за длительного срока (до полной реализации партии) могут не покрыть экономии на транспортных расходах. Что выгодней – большая партия с дешевой транспортировкой и дорогим хранением или поставки мелкими частыми партиями с минимальным складским запасом – решение принимать логисту.

 

Продолжение следует...

 

См. также обсуждения и комментарии к данной статье на форуме журнала Логинфо

Елена Петухова,

менеджер по внешней и внутренней логистике

ЗАО «Домус-Тевади»

Логинфо - журнал о логистике в бизнесе

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования