СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

«Непутевые» листы

 

Изо дня в день заполнять путевые листы... Что может быть зануднее? Одному бухгалтеру заниматься этим надоело, и судья его поддержал.

 

«Путевой лист надо заполнять ежедневно, в нем пробег, к нему акт на списание ГСМ, это все для списания бензина на затраты» – тихо рассуждает про себя любящий бумажную работу бухгалтер. А ведь если задуматься, то, собственно говоря, зачем эту рутину проделывать каждый день? Потому что инспекторы требуют. Только, как выясняется, грамотно обосновать это требование они не могут. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 5 апреля 2004 г. по делу N А56-22408/03).

В этом деле судья рассмотрел ситуацию, типичную для фирм, использующих автомобили, чтобы возить руководство, забирать документы, встречать кого-нибудь. И каждый день выписывать на такие поездки путевые листы суд рациональным не посчитал. Дело было так.

 

Не каждый день, а раз в месяц

В ходе проверки акционерного общества «Вена» инспекторы выявили, что путевые листы были оформлены не за каждый день, а один за весь месяц. Они сочли это нарушением правил ведения путевых листов, оговоренных в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 (п. 2). В нем же сказано, что «путевой лист действителен только на один день или смену». Отталкиваясь от этой фразы, налоговики решили, что первичный документ оформлен неверно. А раз так, затраты на покупку бензина не могут быть учтены при налогообложении прибыли. И предприятию доначислили налог на прибыль.

 

Чем больше бумажек, тем правильнее?

Руководитель «Вены» предъявил инспекции иск. И, как оказалось, не зря. Судья вынес решение в его пользу. В своем постановлении он указал, что путевые листы были оформлены правильно, и вообще их форма «предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами».

Суд коснулся и оснований для списания бензина. Таковыми «...как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных горюче-смазочных материалов». Фирма же платежные поручения и чеки предъявить могла, следовательно, расходы она, указал арбитр, формировала верно.

 

Зачем нужен путевой лист

Теперь можно засомневаться, нужен ли вообще путевой лист. Получается, списывать затраты на топливо можно на основании документов, подтверждающих затраты (кассовых чеков или «платежек»). А производственный характер работы автомобиля легко подтвердить внутренними документами. К примеру, приказом о производственном применении служебных автомобилей. Он может выглядеть так:

Но мы все же не советуем вам отказываться от практики выписывания путевых листов полностью. Это чревато проблемами с налоговыми работниками. Путевой лист все-таки является «первичным документом по учету работы легкового автотранспорта». А его отсутствие вызовет у проверяющих подозрение: в производственных ли целях эксплуатировалась машина? Целесообразно выписывать путевые листы лишь раз в месяц.

В заключение отметим еще один нюанс. На этот раз он от бухгалтерии далек. Правила дорожного движения требуют, чтобы «в установленных случаях» у водителя автомобиля был путевой лист (п. 2.1.1). В ходе беседы инспектор ГИБДД лейтенант Алхасов В.Н. разъяснил: «Путевой лист нужен, если фирма не оформила на водителя доверенность на право управления транспортным средством. Так что, если у него не окажется ни доверенности, ни путевого листа, мы наложим штраф в 50 рублей и машину отправим на штраф-стоянку». Для несведущих укажем: в столице на такой стоянке «гостевая пошлина» составляет 300 рублей в день.

 

документ

г. Москва ЗАО «Актив»

1 июля 2004 г.

Приказ N 21

об использовании служебных автомобилей в производственных целях

В целях обеспечения рационального использования транспортных средств приказываю:

1. Эксплуатацию автомобилей осуществлять только в случае служебной необходимости.

2. Запрещается использование служебного автотранспорта в личных целях.

3. Возложить обязанность по контролю за производственным использованием автотранспорта на заведующего гаражом Михюка Л.М.

4. Михюку Л.М. поручается ознакомить с настоящим приказом водителей транспортного отдела.

Генеральный директор ЗАО «Актив» Иванов /Иванов Ю.М./

 

Ю. Перебейнос, эксперт ПБ

Источник материала: «Практическая Бухгалтерия»

 

Отзывы посетителей (всего: 23):

 

30.07.2004 Грэг

Если бы автор данной статьи потрудился бы повнимательнее прочитать то решение суда, которому посвящена статья, он убедился бы, что предметом разбирательства стали штрафы, наложенные ИМНС в 2003 г. по деятельности фирмы до 2002 г. Т.е. до вступления в силу главы 25 НК РФ.

 

Цитирую постановление по делу N А56-22408/03:

"По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции затраты по приобретению бензина, ссылаясь на подпункт "и" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (далее - Положение о составе затрат). Путевые листы легковых автомобилей, представленные Обществом, в нарушение пункта 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.97 N 78 (далее - Указания), оформлены не на каждый день, а по итогам месяца и не содержат всех необходимых реквизитов. "

 

Автор статьи совершенно не учитывает то обстоятельство, что принятие и вступление в силу с 1 января 2002 г. главы 25 НК РФ внесло очень существенные изменения в правовое регулирование данного вопроса. В результате автор дает рекомендации, основываясь на старой арбитражной практике.

 

В соответствии с п.1 ст.252 и 253-254 НК РФ налогоплательщик уменьшает для целей налогообложения полученные доходы на сумму связанных с производством и реализацией обоснованных и документально подтвержденных материальных расходов (затрат) на эксплуатацию транспортных средств. В пункте 1 ст.252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Согласно абз.1 ст.313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. В абз.8 ст.313 НК РФ сказано, что подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы. В п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" указано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В силу вышеизложенного с 01.01.2002 доказательств только производственного характера затрат недостаточно для их включения в себестоимость, а требуется подтверждение произведенных затрат документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (при наличии унифицированной формы - составленными по унифицированной форме).

 

До вступления в силу главы 25 Налогового кодекса несоблюдение требований к заполнению путевого листа не препятствовало включению в себестоимость расходов по эксплуатации автомобилей организации в производственных целях. Это было связано с тем, что Положение о составе затрат (п.1, подп.»е», «и», «у» п.2 и п.6) не обусловливало отнесения на себестоимость расходов по эксплуатации основных средств соблюдением требований к соответствующей первичной документации.

Данный вывод подтверждался сложившейся судебной практикой по рассматриваемому вопросу. Так, например, в Постановлении от 30.08.1999 по делу N КА-А40/2683-99 Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что нарушение налогоплательщиком порядка заполнения путевых листов «не является основанием для применения к нему налоговых санкций, поскольку расходы налогоплательщика по эксплуатации автомобилей подтверждены». В Постановлении того же суда от 07.05.1999 по делу N КА-А41/1252-99 суд кассационной инстанции отменил судебное решение, мотивированное тем, что путевые листы «выписаны на месяц и к тому же без указания в них маршрута следования транспорта, и поэтому списание на производственные цели произведенных по таким путевым листам затрат на ГСМ неправомерно», поскольку «факт наличия затрат на ГСМ подтверждается материалами дела: чеками АЭС, ведомостями АЗС, ведомостями на списание ГСМ в соответствии с утвержденными нормами и др.».

С 1 января 2002 г. использование налогоплательщиком путевых листов неустановленной формы, либо составляемых один раз в несколько дней либо без указания маршрута, препятствует отнесению на себестоимость расходов по автомобилям, использованным при решении производственных вопросов.

 

по заполненным неполностью путевым листам см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2003 N Ф08-4707/2003-1806А

 

Так что не так уж и велика вероятность того, что суд вашего округа, рассматривая ваши расходы по поездкам, оформленным "неправильными" путевыми листами с датами после 01.01.2002 будет столь же либерален, как и по путевым листам до 01.01.2002. Может, все же не стоит слушать "добрых" советов и думать самим?

 

02.08.2004 АллаUral

"непутевые" листы

Грэг прав на 100%. Я вообще не понимаю, почему из этой "мухи" раздувают такого "слона". Есть водитель, работающий на а/м, и заполнение путевок не обязанность бухгалтера, а обязанность водителя.

 

02.08.2004 gena

Я не про Грэга, а про советы, которые дают в периодических изданиях. В свое время отказались от подписки на "Главбух", в котором в разных статьях давались противоположные советы, и ссылались на несуществующие в природе документы. Теперь подписываемся на "Практическую бухгалтерию".

 

02.08.2004 Ветерок

Грэгу

Не совсем ясна ваша позиция... Как я понял со статьей вы не согласны. Вы утверждаете, что путевой лист надо выписывать на каждую поездку, аргумент - расходы должны быть подтверждены документами, составленными на утвержденном. А вы не разу не задумывались, что путевой лист в принципе не может подтверждать эти расходы? Ведь вы конечно знаете, что ГСМ является материалом, который списывается в момент передачи в эксплуатацию (в момент заправки). Прописан ли в путевом листе этот момент?

 

02.08.2004 Грэг

Речь не только о ГСМ, а еще об амортизации основного средства (автомобиля), расходов на его ремонт, зарплате шофера...

 

Путевой лист - есть первичный бухгалтерский документ, позволяющий обосновать производственное направление использования основного средства (автомобиля). Т.е. что не гоняют его по личным делам.

 

Что же касается именно ГСМ: в форме путевого листа предусмотрены данные по движению горючего: количество при выезде, при возвращении, расход по норме и фактический... Так что на ваш вопрос: да, в путевом листе прописан этот момент.

 

Кстати, именно по этому моменту в упоминаемом мной выше постановлении суда Северо-Кавказского округа от 02.12.2003 N Ф08-4707/2003-1806А

было признано, что:

"Расходы на ГСМ в сумме 30 965 рублей списаны на затраты на основании ненадлежаще оформленных путевых листов, поскольку на основании Постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.11.97 N 78 путевые листы должны содержать полностью заполненные графы. Ссылка заявителя на тот факт, что путевые листы содержат все необходимые сведения не подтверждаются материалами дела, поскольку путевые листы выдавались на один день, за который автомобиль проезжал от 1 тыс. км до 2 тыс. км, что невозможно в силу технических возможней автомобиля и физической - водителя. Возможно, что автомобиль использовался несколько дней для поездок за пределы г. Минеральные Воды, но путевые листы на имеют отметок о том, что они выданы на несколько дней, километраж и маршрут каждого дня."

 

Вы, конечно, можете списать ГСМ по факту заправки, но как вы без путевых листов умудритесь обосновать их (материалов) производственное назначение? Писать, что за день автомобиль наездил на 1000 литров бензина?

 

02.08.2004 Ветерок

Грэгу

Получается, все дело в производственном назначении? Тык ведь об этом с успехом может свидетельствовать приказ руководителя об использовании авто в служебных целях!!!

Невозможно понять, зачем именно нужны путевые листы. Что они подтверждают? С экономической целесообразностью разобрались. Переходим к документальному подтверждению. Путевой лист не содержит данных о том, когда машина была заправлена. Как из этого документа увидеть, что автомобиль заправлялся в пути? Да никак. Там фигурирует лишь остаток бензина на начало и конец поездки. И, наконец, посмотрим, о чем думали статисты, изобретая сей «непутевый» документ. Вот что написано в официальном комментарии к нему: путевой лист «является первичным документом по учету работы… транспорта и основанием для начисления заработной платы водителям» (постановление Госкомстата от 28 ноября 1997 г. N 78). Как видите, о ГСМ статисты даже не упомянули. Путевой лист нужен лишь, чтобы контролировать работу автомобиля и начислять зарплату водителям. Согласитесь, это уже говорит о многом.

Вот такая история :))

 

02.08.2004 Грэг

Ветерок, не мое дело Вас разубеждать. Мы говорим о разных вещах.

Вы хоть видели форму путевого листа? на оборотную сторону внимание обратили? Там, где написан маршрут? Путевой лист документально подтверждает, что такого-то числа машина бегала по такому-то маршруту, что позволяет не менее документально подтвердить целесообразность и производственное назначение данной поездки. С экономической целесообразностью разобрались. Переходим собственно к документальному подтверждению ГСМ.

Вы пишете: "Там фигурирует лишь остаток бензина на начало и конец поездки". Неправда, не вводите в заблуждение коллег, читающих данный сайт. В путевом листе помимо остатка по выезде и по возвращении отмечается расход по норме и фактический, а также экономия и перерасход. Посмотрите на образец путевого листа (может быть, Вы его невнимательно смотрели)?

 

"Из документа не видно, что автомобиль заправлялся в пути". Это и не нужно. Из документа видно, списание какого количества литров бензина является документально подтвержденным и экономически обоснованным.

 

Если же путевые листы заполнять лень, то так и надо сказать, а не "разбираться" с экономической целесообразностью и документальным подтверждением.

 

03.08.2004 Вест

Ветерану и Грише

П.2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" упоминает документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, исключительно в плане их содержания. Поскольку Путевой лист легкового автомобиля (ф.3) фактически предназначен для учета работы а/м, предоставленного организации-заказчику (см. оборотную сторону), то правомерно для легкового а/м, используемого в служебных целях (форма путевого листа для которого не утверждена в альбоме) утвердить, с соблюдением необходимых условий (реквизиты, упоминание в учетной политике и т.д.) форму "Путевого листа служебного легкового а/м" с нужной периодичностью заполнения.

 

Форма

 

03.08.2004 Ветерок

Грэгу

Грэг, нужно чтобы вы посмотрели на этот вопрос с ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ точки зрения. Убейте свои стереопиты. Сейчас логики в ваших рассуждениях увы нет. Вы утверждаете, что путевой лист нужен чтобы подтвердить экономическую целесообразность, я же вам говорю - для этого достаточно приказа руководителя. Вы упорно твердите, что по путевому листу видно сколько бензина израсходовано, я же вам говорю - эти данные никому на этом свете не нужны. Бензин - это материал, который списывается в МОМЕНТ ПЕРЕДАЧИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ. Когда он истрачен, значения не имеет. Так же как не важно, когда маляр покрасил забор, бухгалтер (искренне надеюсь, вы об этом знаете) спишет краску, когда маляр ее получил. В путевом листе, если обратите внимание, вы не найдете информации о том, когда банзин попал в банк авто.

 

Иными словами путевой лист не содержит информации, которая позволяет бухгалтеру списать ГСМ надлежащим образом. И вы после всего этого ратуете на составление этого документа? Ну если вам нравится высчитывать остаток топлива в бензобаке... ради Бога. Только не надо будоражить бухгалтерскую общественность, думаю, она без вас разберется, как поступить.

 

И еще. Вы-то сами хоть раз заполняли форму путевого листа? Складывается ощущение, что нет. Представьте ситуацию. Перед выездом в баке машины было 4 литра бензина. В пути машина заправилась на 8 литров. После возвращения бензина осталось 2 литра. Теперь заполняем путевой лист (названия примерные): "остаток на начало" - 4 л., "остаток на конец" - 2 л., "фактический расход" - 10 л.

 

Внимание вопрос: где в путевом листе вы отразите заправку на 8 литров? .... ну вот, а вы говорите ...

 

03.08.2004 Грэг

Совершенно согласен вот с этим утверждением:

"Только не надо будоражить бухгалтерскую общественность, думаю, она без вас разберется, как поступить".

 

Собственно говоря, самое справедливое было бы адресовать его автору изначальной статьи, который из постановления суда, основанного на Положении "О составе затрат" построил весьма далеко идущие выводы.

 

Что касается нашего спора, то он пошел на второй круг. Я и не утверждаю, что путевой лист содержит данные , позволяющие СПИСАТЬ ГСМ, Я утверждаю, что путевой лист содержит данные, позволяющие подтвердить экономическую обоснованность этого списания.

 

На ваш вопрос: заполнял. Именно так, как у вас написано.

"В путевом листе, если обратите внимание, вы не найдете информации о том, когда бензин попал в банк авто".

Неправда это. Не дезинформируйте общественность.

"Внимание вопрос: где в путевом листе вы отразите заправку на 8 литров?" Внимание, ответ. Вы хоть форму путевого листа (ф.3 постановления N 78) видели? Обратили внимание на строчку "Выдано по заправочному листу" ? Вот там то и ставится количество литров заправки. Я ранее не стал на это отдельно обращать внимание, думая, что формалиста всем известна.

 

ЧТо же касается того, что "Путевой лист легкового автомобиля (ф.3) фактически предназначен для учета работы а/м, предоставленного организации-заказчику" и только заказчику - позволю себе с этим не согласиться.

 

Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 835

"О первичных учетных документах"

 

В целях реализации положений Федерального закона "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст.5369) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Возложить на Государственный комитет Российской Федерации по статистике функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий, предусмотрев при этом, что содержание и состав унифицированных форм первичной учетной документации согласовываются Комитетом с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации.

...

Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78

"Об утверждении унифицированных форм первичной учетной

документации по учету работы строительных машин и механизмов,

работ в автомобильном транспорте"

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 835 "О первичных учетных документах" Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:

1. Утвердить согласованные с Минфином России и Минэкономики России прилагаемые унифицированные формы первичной учетной документации и ввести их в действие с 1 декабря 1997 года:

///

1.2. по учету работ в автомобильном транспорте:

NN 3 "Путевой лист легкового автомобиля", 3спец "Путевой лист специального автомобиля", 4 "Путевой лист легкового такси", 4-С "Путевой лист грузового автомобиля", 4-П "Путевой лист грузового автомобиля", 6 "Путевой лист автобуса", 6спец "Путевой лист автобуса необщего пользования", 8 "Журнал учета движения путевых листов", 1-Т "Товарно-транспортная накладная".

///

2. Установить ведение первичного учета по указанным в п.1 унифицированным формам первичной учетной документации юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

...

 

Из указаний по ф.3:Путевой лист легкового автомобиля

(форма N 3)

Является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителям.

...

 

Где в этих документах написано, что путевой лист применяется только для организации, предоставляющей автомобиль заказчику?

Форма путевого листа в альбомах типовых форм вполне упомянута.

По-моему, все однозначно.

 

Впрочем, действительно, не будем делать из мухи слона. Не хотите заполнять путевой лист каждый день? Не заполняйте. Вероятность судилищ весьма велика. Полагаете, что суд выиграете? Судитесь. Вероятность вашего проигрыша существует. Решили идти на принцип и судиться вплоть до ВАС? Ради бога. Пусть каждый решает сам для себя. Я предпочитаю напрячь водителя, чтобы путевой лист был сдан в бухгалтерию своевременно.

 

03.08.2004 Zolvan

не понятен вывод Грэга

2Грэг: непонятен ваш вывод что«Положение о составе затрат (п.1, подп.»е», «и», «у» п.2 и п.6) не обусловливало отнесения на себестоимость расходов по эксплуатации основных средств соблюдением требований к соответствующей первичной документации». И вы говорите, что обязательно стало соблюдать эти самые требования только после введения кодекса, а ссылаетесь при этом на закон о бухучете который действовал и при Положении о составе затрат и при кодексе. Абс. нелогично. На самом деле требования к первичке для принятия затрат не изменились со времен Положения, просто после появления кодекса их распространили и на принятие к налоговому учету.

 

03.08.2004 Автор отзыва

***

Уважаемые теоретики. Вы спорите друг с другом, но , похоже ни тот, ни другой сами не заполняете путевых листов, Типовая форма N3 Утверждена Постановлением ГОСКОМСТАТА РОССИИ от 28/11/97 N78.

Так вот в данной форме в арзделе Движение горючего есть замечательная графа - "Выдано по заправочному листу N", где если ГСМ хранится в емкостях на предприятии пишется N запр. листа, если водитель заправился на заправке - N кассового чека и указывается количество заправленных литров в соответствии с чеком (как правило заправки пишут кол-во литров, если нет- расшифровка от водителя в письменном виде) . Более того спор о дате при ежедневно заполняемых путевых листах - пустое место - дата путевого листа - совпадает с датой чека ККМ, в чем проблема???

Ветерку. Конечно здорово что Вы списываете ГСМ в момент заправки, но если сделать инвентаризацию материалов, чем Вы объясните наличие ГСМ в баках а/м??? У Вас же все списано, в баках -НОЛЬ:))) И , вообще, как Ваши а/м выезжают из гаража при остатке ГСМ ноль. Кстати о маляре, если у маляра осталась краска , после того, как он покрасил забор - он обязан остаток краски - отдать обратно на склад, а не красить забор до тех пор, пока краска не кончится. Ветерок, может , качать права, так как нет унифицированной формы на списание ГСМ. Кто списывает по актам, у меня утверждена самостоятельно разработанная форма "Расчет списания ГСМ", прописана в уч политике, в ней и нормативы и факт, на основании данной формы и заполняются графы путевого листа, факт - пишет водитель, норму Вы согласно расчету, перерасход или экономию - Вы или Ваш расчетчик на основании расчета. Расчеты - делаю понедельно, внутренние перерасходы и экономии - зачитываются. А/транспортные предприятия - производят данную операцию - на последний день месяца - по причине большого парка.

Вопрос в другом. Кому нужны данные нормы??? Нормы утверждены для транспортных предприятий , в НК ни о каком нормировании ГСМ ничего не прописано, поэтому хочется найти подтверждения, что считать перерасход и экономию - дело неблагодарное , надо списывать все по факту расхода, по данным остатка ГСМ водителя. Пытаюсь доказать эту истину внутреннему аудиту - уперлись:((((

Может кто что еще подскажет. Поблагодарю - от души...

 

03.08.2004 Автор отзыва

***

Смотрю, пока ваяла отзыв, с отвлечением, на текучку, Грэг многое объяснил, пардон:)))

Что касается экономической обоснованности - приказ - приказом, маршрут - маршрутом, маршрут прописан - Вы ездили экономическое обоснование - присутствует, если маршрут не прописан, на что ГСМ то тратили , конечно а/м мог целый день стоять под парами и ждать ген дира, а тот , так и не собрался, но это , как правило исключения из правила.

причем пишите - то, что удобно Вам, если Вы не АТП, где все в соответствии с ТТН...

 

03.08.2004 auditor

Товарищи бухгалтеры, выписывающие путевые листы ежедневно и пытающиеся мерными стаканчиками определить сколько бензина в баке на конец дня: 3 или 4, чтобы, не дай бог, не списать лишнего на налоговые расходы, вам не кажется, что вы донельзя усложнили себе жизнь?

Что касается количественного списания ГСМ, солидарна с Ветерком. И в ПБУ 5/01 и в НК прописано, что материалы списываются на расходы в момент передачи в производство или эксплуатацию. В нашем случае это именно заправка авто (момент когда бензин попал в бак). Ведь бензобак - это не склад для хранения топлива. Мы не можем слить бензин из бака одного авто и залить в другой. Надеюсь с этим все согласятся.

Что же касается экон. обоснованности, то согласна, что лучше путевой лист все таки оформить, но только чтобы написать маршрут по которому ездил водитель.

Обратите внимание, что и автор статьи не призывает отказаться от оформления сего документа (см. начало последнего раздела статьи). Каждый имеет право на свою точку зрения. В конечном счете следовать или не следовать тем или иным советам каждый будет решать самостоятельно.

 

03.08.2004 Mila

Подскажите пожалуйста, Я беру в аренду легковые автомобили для перевозки груза покупателям. Арендую транспорт вместе с услугами по предоставлению экипажа, ремонту и т.д.Должна ли Я заполнять путевые листы на автомашины

Грэг Вы похоже все знаете, подскажите

 

03.08.2004 Грэг

Эх, если б действительно все знать... Но тогда мир бы был невыносимо скучен, а человек утратил бы радость познания :))

 

Что касается вашего вопроса - рискую навлечь на себя гнев общественности, но я бы рекомендовал заполнять путевые листы по арендованному автотранспорту.

 

Возвращаемся к цитированному выше постановлению Госкомстата и читаем еще раз, для кого оно обязательно: "Установить ведение первичного учета по указанным в п.1 унифицированным формам первичной учетной документации юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом". Арендатор автотранспорта, по видимому, является лицом, эксплуатирующим арендуемый автомобиль (то, что у него нет права собственности не влияет на факт эксплуатации).

 

Налоговая, естественно, будет считать то же самое:

 

письмо Управления МНС по г. Москве от 27 декабря 2000 г. N 03-12/61598

"Таким образом, расходы на приобретение горюче-смазочных материалов по арендованному легковому автомобилю, независимо от того, арендован он у юридического лица или физического лица, не являющегося предпринимателем, можно рассматривать как эксплуатационные расходы и включать в себестоимость продукции (работ, услуг) при наличии подтверждающих документов о производственных расходах, если это средство используется в производственных целях. (Основание: письмо МНС России от 10.07.2000 N 02-5-11/243)

При этом первичными оправдательными документами могут быть следующие: заполненный в установленном порядке путевой лист, кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных горюче-смазочных материалов".

 

Так что по-моему проще выписывать путевые листы чем доказывать, что вы не эксплуатируете арендованный автотранспорт (а тогда для чего вы его взяли в аренду?!)

 

03.08.2004 Грэг

для Zolvan

Здесь вот какой нюанс есть.

До 01.01.2002 за отсутствие первичных бухдокументов (или за их наличие, но "неправильного" вида) вас, скорее всего, оштрафовали бы как за грубое нарушение правил ведения бухучета. Но из затрат суммы, оформленные этими документами, не вынули бы (с доначислением налога на прибыль, штрафов и пеней).

Требования закона "О бухучете" жили сами по себе, требования положения "О составе затрат..." - сами по себе.

 

С 01.01.2002 глава 25 НК привязана к требованию документального подтверждения затрат. В пункте 1 ст.252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Первичный документ, оформленный не по форме, установленной для него уполномоченным органом (если эта форма есть) оформлен не в соответствии с законодательством РФ. В силу чего затраты, оформленные "неправильным" первичным документом, вполне можно в налоговом учете не принимать. В силу прямого нарушения требований главы 25 НК РФ (конкретно - п.1 ст.252 НК).

 

Вот такие вот дела. Стоит ли рисковать, зная, что риск есть?

 

04.08.2004 Mila

ГРЭГУ! спасибо! НО Я имела в виду , что Я арендовала автотранспорт вместе с водилами, бензином. ремонтом и т.п., т.е. ГСМ я списывать не буду, просто плачу за аренду и все, может мне не нужны эти дурацкие путевые листы?????????

Заранее СПАСИБО!

 

04.08.2004 auditor

Mila, в вашем случае арендодатель должен составлять путевые листы в двух экземплярах: один оставляет себе для учета ГСМ, а второй отдает вам, чтобы было видно когда и в каких целях вы использовали авто. Причем для вас он может выписать один сводный путевой лист за весь месяц и передать его вам вместе с актом приемки-передачи. Такой порядок лучше закрепить в договоре аренды.

Если арендодатель не выпишет вам этот документ и в акте не будет оговорено как использовался автомобиль, то при проверке налоговики (да и аудиторы тоже) обязательно сделают на этот счет замечание.

 

04.08.2004 Zolvan

для Грэга

2Грэг: ваша мысль ясна. Только все равно не могу с ней согласиться. В особенности с тем что положение о составе затрат было само по себе, а закон о бухучете – сам по себе… как-то знаете странно так считать. Думаете что при Положении можно было списать на себестоимость кругленькую сумму БЕЗ ПЕРВИЧКИ и за это грозил бы только штраф как за грубое нарушение правил бухучета?

 

05.08.2004 Грэг

для Zolvan

Это не я думаю, это суды думают. Уже писал об этом выше. Ну, еще раз:

Так, например, в Постановлении от 30.08.1999 по делу N КА-А40/2683-99 Федеральный арбитражный суд Московского округа указал, что нарушение налогоплательщиком порядка заполнения путевых листов «не является основанием для применения к нему налоговых санкций, поскольку расходы налогоплательщика по эксплуатации автомобилей подтверждены». В Постановлении того же суда от 07.05.1999 по делу N КА-А41/1252-99 суд кассационной инстанции отменил судебное решение, мотивированное тем, что путевые листы «выписаны на месяц и к тому же без указания в них маршрута следования транспорта, и поэтому списание на производственные цели произведенных по таким путевым листам затрат на ГСМ неправомерно», поскольку «факт наличия затрат на ГСМ подтверждается материалами дела: чеками АЭС, ведомостями АЗС, ведомостями на списание ГСМ в соответствии с утвержденными нормами и др.».

 

05.08.2004 Грэг

для Zolvan (2)

Прошу прощения, не на то сослался. Этого я выше не писал:

 

До 1 января 2002 г. для отнесения расходов на себестоимость следовало применять Положение о составе затрат, которое не обусловливало отнесение на себестоимость расходов соблюдением требований к соответствующей первичной документации. Данный вывод подтверждался сложившейся судебной практикой по рассматриваемому вопросу (например, Постановлениями Президиума ВАС РФ от 02.06.1998 N 842/98 и от 24.11.1998 N 512/98).

При неопределенности в вопросе о том, связаны спорные расходы с производством или нет, а следовательно, должны или не должны они быть учтены при исчислении налога, в соответствии с подп.7 п.1 ст.31 НК РФ налоговый орган вправе "определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях... ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги". Подпункт 2 ст.33 НК РФ обязывал должностных лиц налогового органа реализовать это право. Поэтому налоговому органу следовало установить, сколько расходуют аналогичные налогоплательщики на аналогичные производственные нужды, затем сравнить полученную сумму с затратами, понесенными организацией. Сумма превышения ее затрат над затратами аналогичных налогоплательщиков подлежала исключению из себестоимости. На необходимость и обязательность применения такого порядка налоговыми органами указал Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 24.11.1998 N 512/98 и от 28.03.2000 N 6776/98.

 

18.08.2004 Грэг

Если транспорт находится в собственности экспедитора и эксплуатирует его тоже он (т.е. у вас договор с транспортной организацией), то вам путевой лист не нужен. Зато понадобится товарно-транспортная накладная в 2-х экз (один вы получите при сдаче груза экспедитору, а второй - с отметкой грузополучателя в качестве приложения к счету , выставленного экспедитором за транспортные услуги).

 

Постоянный адрес этой статьи: http://www.buhgalteria.ru/page/1079

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования