СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Игра по Правилам. Обещанного три года ждут, или дождались…

 

Свершилось чудо. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности.

Ура, нам наконец-то разъяснили, что же это такое транспортно-экспедиционные услуги, а то мы до этого не знали.

Сам документ видимо сестра таланта писала – всего две страницы. Но хорошо ли это для нормативно правового акта еще вопрос.

И так короткий пересказ:

Под транспортно-экспедиционными услугами понимаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Определяются перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

Экспедиторскими документами являются поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка. Эти документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Их формы утверждаются Минтрансом России. 

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.

Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения.

Это коротко. На самом деле, документ эпохальный и сулит серьезные перемены на рынке грузоперевозок, если не в международном масштабе, то во внутрироссийском это точно.

И вот чтобы понять всю глубину данного эпохального документа, придется поковыряться в истории, а точнее в истории транспортной экспедиции.

 

История

 

С начала XIX века грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами предприятий по вопросам организации и выполнения перевозок. Одной из первых, была фирма Данзас (в настоящее время крупнейший в мире экспедитор), которая предложила без участия отправителя доставлять посылки и мелкий багаж получателям в "сборных дилижансах", регулярно следовавшие между городами Австрии, Германии, Швейцарии. С появлением через короткое время железных дорог экспедиторы (в Англии - forwarders, в Германии - Spediteuren) стали осуществлять более дешевую, чем у железной дороги, доставку мелких партий грузов в своих экспедиторских сборных вагонах, используя разницу в размерах ставок железнодорожных тарифов на перевозку грузов повагонными и мелкими партиями.

Правовые нормы того времени, регламентирующие любое коммерческое посредничество, включая экспедиторское, имели определенную направленность на защиту интересов не мелких посредников - экспедиторов и агентов, а транспортных монополий. Это выражалось, в частности, в ограничении совмещения транспортного агентирования с экспедированием, в ущемлении прав экспедиторов в качестве договорных перевозчиков по отношению к фактическим и др.

Ситуация изменилась в середине прошлого века. Контейнеризация, специализация транспортных средств и т.д. привели к тому, что на транспортном рынке произошли существенные изменения - появление на рынке транснациональных экспедиторских корпораций. В настоящее время экспедиторам принадлежит значительная часть рынка автомобильного транспорта междугородних и международных перевозок, складское хозяйство и естественно, главенствующая роль в смешанных (мультимодальных и интермодальных) перевозках.

Правовые нормы государства российского нашего времени до сего дня мало, чем отличались от норм XIX века, и имели определенную направленность на защиту интересов транспортных монополий. И только в последнее время, усилиями героической ФАС (Федеральной Антимонопольной Службы), удалось сдвинуть эту монополию (РЖД) с мертвой точки. Ну а дальше… Дальше вот имеем то, что имеем – правила ТЭД.

 

Законодательная история

 

Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но с конца прошлого века активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций – ФИАТА, которая в 1998 г. направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона - "Modelle FIATA" (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М. - РАМЭ, 1998).

Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях Главы 41 Гражданского кодекса РФ "Транспортная экспедиция" и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Закон впервые определил экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.

Статья 2 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие "Правила транспортно-экспедиционной деятельности". Эти правила должны быть утверждены Правительством Российской Федерации. И вот по прошествии чуть более трех лет, правила утвердили. Обещанного три года ждут…

Нужно отдать должное ФИАТА, и проект Правил транспортно-экспедиционной деятельности был готов еще тогда, когда принимался закон. Но по каким-то причинам те правила так и остались в статусе проекта. И это не смотря на то, что за исключением нескольких неточностей документ был написан грамотно и востребован. Что это были за причины, история умалчивает…

 

Экспедитор или Агент

 

Но вернемся к сегодняшней действительности. Для чего же нам так необходим данный документ. Нам всем – и грузовладельцам и тем, кто непосредственно занят в процессе перевозки груза. Первый и, пожалуй, главный вопрос это ставка налога на добавленную стоимость на услуги по организации и сопровождению международных перевозок, ибо с 1 января 2006 г. очень многое поменялось.

 

Согласно статьи 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2006 г., услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров автомобильным транспортом, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. Причем именно в отношении всей стоимости перевозки и (или) транспортировки товаров от пункта, находящегося за пределами территории Российской Федерации, до пункта, находящегося на территории Российской Федерации.

 

С международными перевозками все более-менее понятно, а вот услуги по их организации и сопровождению вызывают вопросы не только у налоговых инспекторов, но и у самих потребителей и поставщиков данных услуг. Не меньше вопросов возникает и с услугами при внутренних перевозках, хотя эти вопросы несколько иного рода.

Корень всех этих вопросов заложен в двойственности понятий, а именно то, что экспедиторы осуществляют свою деятельность в двух качествах "Экспедитор как агент" и "Экспедитор как перевозчик".

 

Экспедитор как перевозчик

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

 

В первом случае экспедитор заключает договор перевозки от имени клиента на основании выданной им доверенности. А во втором случае экспедитор заключает договор (договоры) перевозки груза от своего имени, при этом саму перевозку или ее часть может выполнять как сам экспедитор, так и третье лицо.

В первом случае если что-то случиться с грузом, то судиться с перевозчиком придется грузовладельцу, а во втором – экспедитору.

Договор перевозки является реальным договором, то есть представляет собой классическую элементарную конструкцию, предусмотренную Гражданским кодексом. Согласно требованиям ГК РФ, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, то договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Данное правило, установленное в п.2 ст.433 ГК РФ, применяется к реальным договорам, т.е. таким, для заключения которых необходимы как согласование сторонами условий, так и передача имущества.

Еще одна особенность – понятие грузоотправитель в данном случае величина относительная, а не постоянная. См. также статью "ТТН или обязательство оформления транспортных документов"

 

Экспедитор как агент

В действующем законодательстве также имеется еще Глава 52. Агентирование Гражданского кодекса РФ, по которой Агент также заключает договор перевозки от имени клиента, но отвечает только за заключение договора. Т.е. ни за что более не отвечает, кроме как за заключения договора-заявки. Ну если конечно Ваш адвокат не докажет злой умысел…

По своей сути договор-заявка это предварительный договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (п.1 ст.429 ГК РФ). Согласно п.6 ст.429 ГК РФ Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор. Таким образом, как только подписана Транспортная накладная (основной договор), заявка на перевозку груза от иного лица или с иными условиями фактически теряет свою силу. И даже если в заявке и были указаны отличные условия, например другой пункт назначения или другой груз, то подписание ТТН обеими сторонами означает согласие с этими изменениями.

Но речь в данном случае идет не столько об ответственности, сколько о коренных отличиях в налогообложении и документальном оформлении услуг по организации и сопровождению этих перевозок.

 

Чем же отличается "Экспедитор" от просто "Агента"? И тот и другой в принципе выполняет одну и ту же работу – оказывает услуг по организации и сопровождению перевозок. Ответ на этот вопрос смотрим в законе "О транспортно-экспедиционной деятельности". Согласно пункту 4 статьи 4 закона, при приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

 

Вот они коренные отличия "Экспедитора" ("Экспедитор как перевозчик") от просто "Агента" ("Экспедитор как агент"):

- экспедитор принимает груз, а агент нет;

- экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а агент нет;

- экспедитор обязан заключить договор перевозки с перевозчиком путем личного вручения ему груза и оформления транспортной накладной, а агент лишь оформляет договор-заявку;

- экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, а агент отвечает только за сам факт заключения договора;

- при международной перевозке услуги экспедитора облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов, а местом реализации услуг у агента и при международных перевозках  и при внутренних признается территория РФ и соответственно ставка налога будет в размере 18 процентов.

- у экспедитора подтверждением оказанной услуги будет экспедиторский документ, у агента обязательно наличие "Отчет агента" и "Акта об оказании услуг"*.

------------

*Акт об оказании услуг обязательным не является, поскольку ПЕРЕВОЗКА и ЭКСПЕДИРОВАНИЕ по нормам (пункта 2 Главы 39 ГК РФ) не являются услугой. Нормами ГК РФ, Уставом автотранспорта и другими распорядительными документами, касающимися перевозки, акт об оказании услуг по перевозке, как документ, не предусмотрен.

Налоговые органы своим письмом от 30.04.2004 г. № 04-02-05/1/33 так же признали, что: акт выполненных работ (оказанных услуг) не является обязательным подтверждающим документом. Акт необходим только в случае, если составление данного документа предусмотрено договором. См. также статью "ТТН или обязательство оформления транспортных документов"

 

Таким образом, согласно действующему законодательству обязательным условием исполнения договора ТЭД является прием экспедитором груза, выдача экспедиторской расписки по утвержденной форме и последующее заключение экспедитором договора перевозки с перевозчиком путем личного вручения ему груза и оформления транспортной накладной, либо лично осуществить перевозку.

Экспедиторский документ – вот то самое чего все эти три года пока не было Правил транспортно-экспедиционной деятельности, так не хватало. А с 1 января 2006 г., когда внесли изменения в НК РФ, не хватает просто катастрофически.

Итого: "Экспедитор как агент" это Глава 52. Агентирование ГК РФ, а "Экспедитор как перевозчик" это Глава 41 Транспортная экспедиция ГК РФ, Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Эпохальный документ

 

Что же такого эпохального привнесли Правила транспортно-экспедиционной деятельности.

 

Первое это определен понятийный аппарат. Как это не удивительно, но термины в Федеральном законе определены не были.

Правда, отсутствуют понятия "Смешанная (мультимодальная) перевозка" и "Оператор смешанной (мультимодальной) перевозки", которые были в проекте правил от 2003 года и которые использует весь цивилизованный мир.

 

Второе и, наверное, самое главное, это то, что пунктом 5 правил впервые обозначены экспедиторские документы:

- поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

- экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

- складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

 

Очевидный минус это отсутствует: Мультимодальный транспортный коносамент, который тоже был в проекте правил от 2003 года. Очевидно, по тем же причинам, что и отсутствует сам термин Смешанная (мультимодальная) перевозка.

Внутри нашей необъятной страны смешанных перевозок не бывает что ли?

Но, правда есть послабление в пункте 6, согласно которому в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.

Проект правил от 2003 года содержал перечень и описание экспедиторских документов международного образца. По существу это были документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) и которые представляли собой их русскоязычный аналог.

Будет ли использован международный опыт, или мы как всегда пойдем своим путем зависти от Минтранса.

 

Международный опыт

 

Поручение экспедитору FIATA (FIATA Forwarding Instructions) – FFI

FIATA FFI - форма инструкций по экспедированию, которая служит для облегчения составления и выдачи грузовладельцем экспедитору полного и четкого заказа на транспортно-экспедиторские услуги

В FIATA FFI указывается и содержится информация, используемая экспедитором при оформлении любых транспортно-экспедиторских операций. Например, условия купли-продажи, оплаты, страхования, характеристики груза, страна происхождения, условия документарного аккредитива, наличие инструкций по обращению с грузом (в случае перевозки опасных, негабаритных грузов), прилагаемые и требуемые дополнительно документы и др. могут не содержаться более ни в одном из транспортных документов. В случае не использования FFI экспедитору необходимо собирать всю эту информацию из других документов.

FIATA FFI заполняется и заверяется клиентом экспедитора, передается экспедитору вместе с другими документами, такими как таможенная декларация, сертификат о происхождении груза, коммерческие счета-фактуры, транспортные документы и др., и может являться основой для оформления договора транспортной экспедиции.

Типовая форма FIATA FFI представляет собой важный инструмент, позволяющий повысить уровень профессиональных стандартов в экспедиторской отрасли и, кроме того, способствует упрощению и унификации торгово-коммерческих документов, что предусмотрено рекомендациями UNCTAD (Конференцией по торговле и развитию ООН), ЕЭК ООН

 

Экспедиторская расписка (FIATA Forwarders Certificate of Receipt) – FIATA FCR

FCR (сертификат получения). FCR - документ экспедитора, выступающего в роли агента. Это расписка экспедитора о приеме груза.

Выдавая FCR экспедитор свидетельствует о том, что он принял товар и в дальнейшем право распоряжения принадлежит исключительно экспедитору

Продавец получает FCR как подтверждение того, что он выполнил свои обязанности по продаже. С момента выдачи FCR продавец теряет право распоряжения грузом, о чем имеется соответствующий пункт в FCR, согласно которому инструкции по экспедированию груза могут быть изменены или отменены только при условии возврата экспедитору оригинала FCR. Принимая от экспедитора FCR, продавец подтверждает это.

Для осуществления оплаты за груз покупатель должен быть уверенным, что груз находится вне контроля продавца. Гарантией такой уверенности и является FCR , который подтверждает, что с этого момента экспедитор берет на себя ответственность за груз и имеет эксклюзивное право распоряжаться им.

Кроме того, выдавая FCR, экспедитор гарантирует:

- что груз будет сохранен в хорошем состоянии (что его состояние не ухудшится по сравнению с моментом получения), /говоря о "хорошем" состоянии груза следует быть осторожным и по возможности не применять этот термин к таким грузам как металлолом, рельсы б/у и т.п. Как правило, термин "в хорошем состоянии" применим к грузам в упаковке/;

- что все детали документа полностью соответствуют полученным им инструкциям и что документы, такие как накладные и путевые листы, выданные перевозчиками, соответствуют FCR и обязательством, принятым экспедитором в FCR.

Основное правило выдачи FIATA FCR: этот документ выдается при условии безотзывности инструкций грузоотправителя, после его выдачи грузоотправитель утрачивает все права по распоряжению грузом, а экспедитор не может принимать от него каких-либо дополнительных указаний, распоряжений или каким-либо иным образом зависеть от грузоотправителя.

Как это будет согласовываться с пунктом 10 принятых правил, в котором говорится, что "Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения" пока не ясно.

 

Складская расписка (FIATA Warehouse Receipt) – FWR

В составе ее реквизитов содержится информация не только о товаре (грузе) и его владельце (depositor), но и о фактическом поставщике товара (supplier), держателе склада (warehouse keeper), наименовании склада, а также указаны сведения о транспортном средстве, на котором товар был доставлен на склад, о страховании товара, включая риски, от наступления которых товар был застрахован.

Складская расписка (квитанция) удостоверяет заключение договора хранения, количество и внешнее состояние принятого товара. Лицевая сторона расписки содержит перечень основных прав и обязанностей хранителя и грузовладельца, соответствующие Гл.47 ГК РФ, в том числе:

- обязательство хранителя выдать товар (груз) по предъявлению оригинала расписки;

- право держателя расписки (квитанции) распорядиться товаром на основании общих норм об уступке требования путем нанесения на расписке передаточной надписи – индоссамента (endorsement, assignment), о чем делается запись в специальной графе на второй стороне расписки (transfer of property);

- право хранителя на залог или на задержание груза в случае нарушения клиентом – депозитарием своих обязанностей по расписке;

- право владельца товара (груза) на передачу своего права на претензию при получении груза владельцу склада путем специальной отметки (cession of delivery claim) на втором листе расписки;

- право на получение груза со склада по частям с отметкой о каждом таком получении на второй странице расписки в разделе “deliveries”.

 

Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.

Так что ждем-с…

 

Владислав Артамонов

Статья опубликована в журнале "ЛОГИСТИК&система"

№2/февраль 2007 г.

 

См. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования