СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Санкционированный рэкет

 

Несколько приемов превращения служебных обязанностей в доходный бизнес.

 

Что такое национальные стандарты (бывшие ГОСТы) и для чего они нужны? Национальные стандарты это – нормативно-правовые акты, технические требования которых обязательны для исполнения хозяйствующими субъектами и рядовыми гражданами. В жизни это выглядит так: если вы имеете автомобиль, значит, должны проходить техосмотр. Требования к состоянию вашего средства передвижения как раз и содержатся в одном из стандартов, на соответствие которому проверяется авто. Если же вы предприниматель и производите какую-либо продукцию, то и эта продукция также должна отвечать требованиям одного из стандартов, которых сегодня насчитывается порядка 23 000. Одним словом, стандарты – это некие правоустанавливающие документы, в которых содержатся наши с вами обязанности. А если так, логично будет думать, что они, как и другие нормативно-правовые акты, должны быть в открытом доступе.

 

Стандарт благополучия

Похоже, эту точку зрения разделяет и правительство, которое в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» 25 сентября 2003 года приняло постановление за N 594, где прямо указывается: тексты национальных стандартов должны быть размещены в открытом доступе без всяких ограничений. Это, как говорится, в теории. А теперь – реальность.

В реальности все умные и необходимые нам стандарты отданы правительством в «управление» Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). А оно, Ростехрегулирование, как выясняется, наши стандарты от наших же глаз «оберегает» весьма тщательно. Мало того, построило на этом выгодный бизнес, основанный на торговле стандартами. Надо отметить, что этот бизнес имеет глубокие корни и появился еще в начале 90-х годов с принятием федеральных законов «О сертификации» и «О стандартизации». Сегодня, по оценкам экспертов, «навар» от торговли ГОСТами составляет несколько миллионов долларов в год. Каким образом?

Достаточно просто зайти на официальный сайт Ростехрегулирования, чтобы обнаружить там раздел «Заказ стандартов». И выяснить: продажей стандартов занимаются две конторы – Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») и Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации («ИНТЕРСТАНДАРТ»). Примечательно, что здесь же указаны и стоимость информации, и способ перечисления средств.

Понятно, что такой способ ведения дел был неоднократно оспорен в судах, где оппоненты Ростехрегулирования одержали убедительную победу. Так, Институт развития свободы информации (ИРСИ) подал на агентство в суд за отказ разместить на официальном сайте ГОСТы на продукцию, производимую и реализуемую на территории Российской Федерации, и невозможность свободного доступа к этим информационным ресурсам. В феврале 2006 года Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга принял решение, обязавшее Федеральное агентство обеспечить свободный доступ к ГОСТам через публикацию их в Интернете. Вот только решение суда ответчик до сих пор игнорирует. Более того, на директора ИРСИ адвоката Ивана Павлова как раз накануне судебного заседания апелляционной инстанции по иску против Ростехрегулирования было совершено нападение. Защитника жестоко избили, когда он выходил из подъезда своего дома. Злоумышленники скрылись, не забрав никаких ценностей. А это позволяет думать, что нападавшие явно преследовали цель не ограбить, а запугать строптивого адвоката.

Исполнение же судебного решения тем временем не двигалось с места. Только после возбуждения в отношении агентства исполнительного производства, Ростехрегулирование направило ИРСИ письмо, где указало якобы место размещения спорной информации. Одна беда: сколько бы вы ни ходили по разделам, рубрикам и колонкам официального сайта агентства, узнать вам удастся только одно: «тексты национальных стандартов, опубликованные на сайте, предназначены исключительно для просмотра и не подлежат тиражированию и дальнейшему распространению».

Ну, еще, возможно, доберетесь до простого перечня названий стандартов, чтобы лично убедиться: даже те из них, на которые имеются гиперссылки, попросту не открываются. Бесполезно мучить себя изменениями настроек безопасности, как советует инструкция, прочими мудреными манипуляциями: тексты остаются недоступными. Почему-то так и хочется в сердцах, перефразируя известную пословицу, вспомнить про бесплатный стандарт, который, если бывает, то только не от Ростехрегулирования!

 

Аккредитован на поборы

Торговля стандартами – не единственный бизнес Ростехрегулирования. Еще одним «центром прибыли» агентства является обязательная сертификация продукции.

 

СПРАВКА. В настоящее время в ЕС, по оценкам специалистов Евросоюза, обязательная сертификация распространяется примерно на 4 процента продукции, обращающейся на рынке. В России же эта цифра, по оценкам российских и зарубежных специалистов, достигает 70 процентов. Одним словом, в нашей стране, в отличие от Европы, подавляющее большинство товаров проходит процедуру обязательной сертификации.

 

Происходит это так. Чтобы получить нужный сертификат, компания обращается в аккредитованную при Ростехрегулировании организацию – орган по сертификации. Последняя выставляет счет за оказанные услуги. Получение необходимого сертификата, как правило, зависит от «цены вопроса». Например, ЗАО «НИЦ «ТехноПрогресс», одна из аккредитованных структур, на своем сайте открыто предлагает вступить с ней в договорные отношения. «Наши эксперты проконсультируют вас по всем вопросам, касающимся сертификации и оформят надлежащий сертификат. Квалифицированные специалисты, оптимальные сроки и гибкая ценовая политика – неоспоримые преимущества компании «ТехноПрогресс» на рынке услуг по сертификации», – гласит объявление на сайте компании.

Таких организаций при Ростехрегулировании – более тысячи, у каждой – своя специализация по видам продукции, причем нередко в регионах они являются монополистами. Учитывая, что «услуги» по сертификации входят в себестоимость почти каждого товара, несложно подсчитать, какую «сверхприбыль» получают организаторы такого «частно-государственного» бизнес-сообщества. Заметим, не рискуя ни деловой репутацией (по закону ответственность за качество продукции несет предприятие), ни потерей капиталов.

Красноречивая деталь: в свое время Ростехрегулирование специально придумало некий фонд НИЭР, в который «на добровольных началах» те самые органы по сертификации перечисляют часть своей выручки от оказанных услуг (по некоторым данным, до 1,5 процента). Не будешь платить – очень быстро под благовидным предлогом лишишься аккредитации. А вот как именно расходуются средства из этого фонда – тайна за семью печатями. Притом что сумма, попадающая в НИЭР ежегодно, по оценкам экспертов, составляет несколько миллионов долларов.

Но, может быть, незаконные поборы, которые, кстати, проходят мимо государственного бюджета, хоть как-то влияют на надежность или безопасность продукции? Если бы!

 

СПРАВКА. На основании анализа статистики бывшего Госстандарта, в России обязательная сертификация ежегодно позволяет выявить только 4 процента некачественной и менее 1 процента небезопасной продукции.

 

Такая же картина в свое время была и в других развитых странах. Но там уже давно перешли на добровольную сертификацию продукции. Обязательную же сертификацию используют только в исключительных случаях. Кстати, такой подход закреплен в протоколе Совместной комиссии Евросоюза и России от 26 апреля 1995 года. Но этот документ наше правительство почему-то упорно игнорирует. Во вред российским предприятиям, подрывая конкурентоспособность отечественной экономики.

Необходимо все же отметить, что на основании закона «О техническом регулировании» из-под обязательной сертификациии 3 года назад были выведены услуги (розничная торговля, автосервис, ремонтные мастерские и т. д.). С тех пор, как мы с вами знаем, для потребителей никакой катастрофы не произошло, а «госбизнесмены» лишились значительной доли «рынка».

Однако с потерями, как показывает жизнь, не смирились и постоянно находятся в поисках «новых рынков сбыта». Эти поиски, случается, приводят уже к массовым выступлениям граждан.

В Калининградской области еще не забылась весна 2006 года, когда отчаявшиеся владельцы подержанных нерастаможенных иномарок устроили погромы в областном центре. И лишь очень узкий круг посвященных даже сегодня знает об истинных причинах тех событий.

Напомним: в апреле прошлого года вступило в силу постановление правительства N 609, утвердившее технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». В соответствии с этим документом для автомобилей, выпускаемых в обращение на территории РФ (вновь произведенных на территории России или ввозимых из-за рубежа), был введен так называемый экологический класс. Производители автомобилей на территории России должны были подтверждать его при обязательной сертификации. Другое дело – иномарки, особенно ввозимые частниками. «Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН» – гласит постановление правительства. Где взять эти правила ЕЭК ООН на русском язык, и какое сообщение считать удостоверяющим экологический класс, документ оставил без ответа (по мнению ряда экспертов, формулировка постановления правительства в этой редакции была пролоббирована Ростехрегулированием).

Таким образом, у чиновников появилась замечательная возможность собственной трактовки этой регламентирующей нормы, чем они не замедлили воспользоваться. В марте-апреле 2006 года в адрес Федеральной таможенной службы из агентства уходят два письма, смысл которых сводится к следующему: чтобы определить экологический класс ввозимых автомобилей, региональные таможенные управления и таможни могут обратиться с запросом в органы по сертификации, а те представят им информационные письма – к какому экологическому классу относится та или иная модель иномарки. Был и другой вариант – собственник иномарки может получить добровольный сертификат.

По сути владельцам иномарок была предложена альтернатива – жить на границе несколько месяцев, пока не придут ответы из органов по сертификации, или быстренько оформить «добровольный сертификат». Причем, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», Ростехрегулирование оперативно организовало филиал органа по сертификации (НАМИ) на своей базе в Калининграде.

Необходимо отметить гениальность такого хода, т.к. в соответствии со статьей 281 Таможенного кодекса при ввозе автомобилей физическими лицами для личного пользования не требуется обязательная сертификация. В одном только чиновники просчитались: они не ожидали, что нововведение приведет к массовым выступлениям владельцев ввозимых иномарок! Именно это обстоятельство заставило председателя Совета Федерации С. Миронова, председателя Государственной думы Б. Грызлова и руководителя Федеральной таможенной службы А. Бельянинова отправить в адрес председателя правительства РФ М. Фрадкова письма «о недопустимой ситуации с ввозом автомобилей, сложившейся в отдельных регионах России». Так, спустя несколько месяцев бизнес Ростехрегулирования на иномарках «накрылся»: госорган просто заставили «рассекретить» базы данных об экологическом классе абсолютного большинства иномарок, которые, как выяснилось, имелись в агентстве все это время!

Ростехрегулирование же тем временем продолжает искать и продвигать в собственных интересах новые направления «бизнеса». С этой целью лоббируются и принимаются поправки даже в действующие законы. Так, в недавно принятых поправках в закон «О техническом регулировании» предлагалось ввести новый институт аккредитации – уполномоченные органы. В итоге, стоимость сертификации возросла бы значительно. Новый инструмент поборов не прошел. Зато «проскользнула» поправка о договорной плате, которую теперь придется выложить предприятиям за получение законного сертификата. Ранее закон предписывал, что методика определения стоимости работ по обязательной сертификации должна утверждаться на уровне правительства. И аккредитованные органы должны были ее строго придерживаться. Как это, собственно, принято во всех развитых странах. На этот раз Ростехрегулирование в лице руководителя ведомства Григория Элькина, представлявшего при обсуждении данных изменений и дополнений в закон «О техническом регулировании» это самое правительство, буквально «продавило» поправку о том, что цена будет определяться по договоренности сторон. Что, естественно, приведет к значительному повышению цен на услуги по сертификации в регионах, где каждая из таких структур – монополист, а другая подобная организация находится за добрую тысячу верст. Чем это грозит нам? Банальным повышением цен на все и вся. Зато, заставляя нас раскошеливаться, заветный фонд при Ростехрегулировании может готовить новые «закрома».

Но в этой истории беспокоит другое: почему государство смотрит сквозь пальцы на узаконенное частно-государственное мздоимство, направленное исключительно на благо и процветание отдельных чиновников? Из года в год, едва ли не в каждом Послании Федеральному Собранию президент говорит о коррупции. Но от этих разговоров тех, для кого личное благополучие заметно превалирует над государственными интересами, меньше не становится. Невозможно отделаться от ощущения, что бюрократический аппарат действует по принципу «своя рубашка ближе…». А что при этом подрывается вера россиян и бизнеса в справедливость, авторитет правительства, чьи постановления тому же Ростехрегулированию, как выясняется, не указ, похоже, никого особенно не заботит. Остается только надеяться, что в стране все же найдется сила, способная заставить Ростехрегулирование соблюдать российские законы. В противном случае всегда остается опасность, что калининградские события могут повториться в любом регионе России. Со своей стороны мы обещаем следить за реакцией правительства на выступление «Трибуны» и информировать об этом наших читателей.

 

Вероника ВЕРЕСК

18 июля 2007 г.

Трибуна

См. также:

Ветеринарный и фитосанитарный беспредел

Оратория на фитосанитарную тему

Рэкет-экспресс

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования