СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Характеристики и принципы загрузки контейнеров

 

Объемы контейнерных перевозок по всему миру растут год от года. Подобный вид транспортировки незаменим для больших партий груза, а также когда пункты отправки и назначения значительно удалены друг от друга. Без контейнерных перевозок в скором времени не сможет обойтись ни один крупный импортер или экспортер. Однако для многих логистов, особенно без большого опыта, переход на работу с контейнерами очень сложен из-за недостатка самой необходимой информации по этой теме. Разберем характеристики и принципы загрузки контейнеров

 

Сначала разберем, что вообще можно, а что нельзя перевозить в контейнерах. С этой точки зрения грузы подразделяются на три группы:

1. контейнеропригодные (бытовая техника, текстиль, упакованная химическая продукция, детали и запчасти и др.);

2. в принципе контейнеропригодные (продукция деревообработки, цветные металлы и т. д.);

3. неконтейнезируемые (как правило, это тяжелые и негабаритные грузы).

 

При морских и смешанных перевозках грузы, размещаемые в контейнерах, подразделяются на семь категорий (по условиям их перевозки):

I – негигроскопические;

II – гигроскопические в непроницаемой для влаги упаковке;

III – гигроскопические кристаллические без непроницаемой для влаги упаковки;

IV – гигроскопические с незначительным содержанием влаги;

V – растительные грузы, содержащие большое количество влаги;

VI – охлаждаемые грузы;

VII – выделяющие токсичные или горючие газы (опасные грузы).

 

Перевозка грузов I и II категорий не требует особой подготовки контейнеров. Размещение и перевозка грузов III, IV, V и VI категорий должны производиться с учетом требований, предъявляемых правилами безопасности перевозки соответствующих грузов. Размещение и перевозка грузов VII категории требует выполнения правил перевозки опасных грузов.

Таким образом, контейнерный вид перевозок имеет свои ограничения. Однако в первую очередь следует отметить его плюсы. Во-первых, однородный груз сгруппирован в одном месте, не распыляется, хорошо сохраняется. Во-вторых, резко облегчается технологический процесс погрузки/разгрузки: используются только машины, высвобождается значительная часть людских ресурсов. В-третьих, контейнер довольно просто перегрузить с одного транспортного средства на другое.

 

Контейнер: определение

Согласно терминологии, принятой Международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер – это элемент транспортного оборудования, который: 1) многократно используется на одном или нескольких видах транспорта; 2) предназначен для перевозки или временного хранения грузов; 3) оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств; 4) имеет постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНТЕЙНЕРОВ

Контейнеры, используемые для перевозки различной продукции, называются универсальными, а для перевозки одного вида продукции (стекло, цемент и т. д.) или группы однородной продукции (наливной, например) – специальными. Подробнее о том, на какие группы они подразделяются, см. врезку «Основные типы контейнеров», а характеристики специальных контейнеров приведены в таблице 1. Как правило, универсальные контейнеры принадлежат крупным транспортным организациям (железным дорогам, пароходствам), а специальные – отправителям и получателям. Вместе с тем в связи с развитием контейнерных перевозок компании-перевозчики постепенно стали приобретать в собственность различные контейнеры, однако о масштабных действиях в этом направлении говорить пока рано.

 

Таблица 1. Характеристики специальных контейнеров

Тип контейнера

Назначение

Характеристики

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Масса брутто, кг

К3-1,25И

Для перевозки оконного раскроенного стекла

1552

950

1605

1250

К3-2,5И

Для временного хранения и порционной выдачи порошковых вяжущих материалов (цемент, гипс и др.)

2000

1800

2040

2500

К3-5И

(СК-1-5ТС)

Для перевозки цемента

2100

1325

2400

5200

КО-3,2И

Для временного хранения теплоизоляционных материалов (керамзитовый гравий, вспученный перлит, аглопоритовый щебень)

2065

2000

1730

3200

Контейнер-

цистерна

Контейнер для перевозки сульфитно-дрожжевой бражки

2991

2438

2438

15 000

КСММ (А x В)

Для транспортирования металлорежущих станков и других машин

Наибольшая

14 200,00

наименьшая 1400

Наибольшая 3250

наименьшая 1300

Наибольшая 4000

наименьшая 1400

67 000

КЦМ-5

Для перевозки и временного хранения сыпучих материалов (цемента, глинопорошка и др.)

1400

1360

1450

5000

МК-0,5Л

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

980

800

1500

МК-1,0Л

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

980

1200

2000

МК-1,5 Л

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

1450

1200

2000

МК-3,5Л

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

1450

1400

5000

МКО-0,50-1,0

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

950

800

1000

МКО-1,0С-1,0

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

950

1200

1000

МКР-0,5С-1,5

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

900

1250

1500

МКР-1,0М-0,8

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

960

1200

800

МКР-1,0С-1,0

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

980

1200

1000

МКР-1,0С-1,5

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

980

1200

1500

МКР-1,0М-1,0

Мягкий контейнер для навалочных и насыпных грузов

 

Диаметр

960

1200

1000

ПКС 2М-2,85

Для перевозки листового оконного стекла

1810

900

1560

2850

ПКС-2,85

Для перевозки листового оконного стекла

1810

900

1536

2850

СК-1-3,4

Для перевозки неслеживающихся сыпучих грузов

1380

1300

1250 (1700)

3400

СК-1-3-6 (7)

Для перевозки и хранения как сыпучих, так и штучных индустриальных грузов

2100

1325

2400

6000 (7000)

СК-1-4У

Для перевозки гранулированного технического углерода (сажи)

2100

1325

2200

2000

СК-1-5 (7)

Для перевозки сыпучих грузов (цемента, кальцинированной соды и др.)

2100

1325

2400

5000 (7000)

СК-2-10 (12,5)

Для перевозки концентратов руд цветных металлов

Диаметр

верхнего основания 2362

Диаметр нижнего основания 1882

Высота с крышкой 1871

12 500

СК-2-5

Для перевозки и кратковременного хранения концентратов руд цветных металлов

Диаметр верхний 1494

Диаметр нижний 1080

1905

5000

СК-3-1,5 и

СК-3-1,5 М

Для перевозки индустриальных штучных грузов, мелкокусковых и сыпучих материалов

1356

1320

1242

5000

СК-3-2,5Д

Для перевозки двигателей внутреннего сгорания типа В2, Д6, Д12, «Воля»

1325

2100

1420

2500

СК-3-20М

Для перевозки отвержденных низко- и среднеактивных радиационных отходов АЭС

6058

2438

2438

24 000

СК-3-3,4ВН

Для перевозки и временного хранения втулок буровых насосов У8-6М

1460

1276

874

3400

СК-3ВМ-1Д (1ДД)

Контейнер закрытый для взрывчатых материалов и штучных грузов

2991

2438

2438 (2591)

12 500

СК-3-30Д

Контейнер открытый сверху для перевозки слитков файнштейна

2991

2438

2438

30 000

СК-3-5М

Контейнер закрытый для перевозки и временного хранения индустриальных штучных грузов, в т. ч. промышленных взрывчатых веществ (в таре и упаковке)

2100

1325

2400

6000

СК-5-5

Для перевозки и кратковременного хранения свежих овощей

2650

2100

2400

5000

СК-6-10А

Для перевозки нефтебитума

2650

2100

1920

10 000

СК-6-1ДХ-12

Для перевозки нефтебитума

2991

2438

1890

12 000

СК-8-3

Для перевозки листового стекла

2100

894

2004

3000

СК-8-3 ЗС

Для перевозки закаленного стекла

1800

840

1600

3000

СК-8-5

Для перевозки листового стекла

2640

984

2192

5000

СКД-5,0-2,6-2 (К12, К19, К20)

Для перевозки и временного хранения труб, цветного проката и других длинномерных грузов длиной до 12 м

9400

1300

695

5000

СКО-3-1 АХ

Контейнер со съемной крышей (или съемным тентом) для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов

6058

2438

1295

24 000

СКО-3-1Д

Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов

2991

2438

2438

30 000

СКО-3-1 СС

Контейнер со съемной крышей для перевозки тяжеловесных крупногабаритных и пакетированных грузов

6058

2438

2591

24 000

СКП-1-СС

Контейнер-платформа со складывающимися торцевыми стенками для перевозки преимущественно тяжеловесных, крупногабаритных, в т. ч. пакетированных, грузов

6058

2438

2591

24 000

СКЦ-1-20

Контейнер-цистерна для бестарной перевозки (насыпью) цемента

6058

2438

2438

20 320

СПЦ-4-1,25

Контейнер-цистерна для перевозки хладагентов 113 и 114 В2 и других мелкопартионных жидких грузов

1200

970

1040

1250

СКЦ-4-1,25 (1,5)

Контейнер-цистерна для перевозки агрессивных жидкостей (кроме соляной и азотной концентриро-ванной кислот)

1250 (1500)

1040

1605 диаметр цистерны 1020

1250 (1500)

СКЦ-6-5Т

Контейнер-цистерна для кратковременного хранения нефтемасел

2100

1325

2400

5000

 

Технический комитет ISO принял специальные рекомендации по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров. Это вызвано прежде всего технологической необходимостью, поскольку движение контейнеров в международном сообщении требует единых подходов в части оснащения терминалов и для реализации возможности использования разных видов транспорта.

Следует отметить, что в отечественной практике зачастую используется несколько устаревшая терминология по отношению к контейнерам: малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Однако в современном языке международных перевозчиков распространены другие термины – те, которые уже содержат в себе данные о размере контейнеров, например: «20-футовые».

На международных транспортных коридорах используются контейнеры, соответствующие требованиям ISO. Согласно рекомендациям, высота и ширина контейнеров должна быть одинаковой – 2438 мм (8 футов). Длина зависит от вида контейнера. Для 40-футового контейнера она должна составлять 12 192 мм, для 30-футового – 9125 мм, для 20-футового – 6058 мм и 2991 мм. В основном используются контейнеры серии 1 ISO, имеющие ширину 2438 мм. Контейнеры высотой 2438 мм имеют обозначение 1C, 1B, 1A, 1D; высотой 2591 мм – 1CC, 1BB, 1AA; высотой 2896–1BBB, 1AAA; высотой менее 2438 мм – 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.

Кроме внешних размеров контейнера, большое значение имеют внутренние габариты, величина дверного проема, размер и расположение угловых фитингов для застопорки при подъеме, а также способ крепления к подвижному составу и скрепления (стыкования) с другими контейнерами. В этих и других вопросах необходимо руководствоваться рекомендациями ISO/TC – 104. В таблице 2 приведены некоторые технические характеристики выпускаемых контейнеров (по стандартам ГОСТ и ISO).

 

Таблица 2. Технические характеристики контейнеров

Контейнеры

Технические характеристики

Тип контей-нера по ГОСТ 18477-79

Тип контей-нера по ISO-668

Масса брутто, т

Длина контей-нера, мм

Ширина контей-нера, мм

Высота контей-нера, мм

Внут-ренний объем, м3

Малотоннажные. Предназначены для прямых автомобильных перевозок и в крытых вагонах

АУК-0,625АУК-1,25

0,625

1,25

1150

1800

1000

1050

1700

2000

1,47

3

Среднетоннажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодорожных и железнодорожно-

водных перевозок

УУК-2,5 (3) УУК-5

3 С

3 А

2,5 (3,0) 5

2100

2650

1325

2100

2400

2400

5,07

10,23

Крупнотоннажные. Предназначены для прямых автомобильных и смешанных автомобильно-железнодорожных и железнодорожно-водных перевозок

УУК-10

УУК-20

УУК-30

1 D

1 A

1 C

10

20

30

2991

6058

12 192

2438

2438

2438

2438

2438

2438

14,4

29,85

63

 

Контейнеры характеризуются рядом показателей: грузоподъемностью, полезным объемом, внешними и внутренними размерами, массой и коэффициентом тары. Грузоподъемность контейнера определяют в тоннах нетто и брутто по формулам:

Qкн = Vк · γ · С;

Qкб = Qкн · Gтк;

где: Vк – полезный объем контейнера (вместимость), м3;

γ – объемная масса груза, т/м3;

С – коэффициент наполнения, или плотность укладки груза;

Gтк – масса тары контейнера, т.

Для освоения планируемого объема контейнерных перевозок необходимо иметь в эксплуатации рабочий парк контейнеров, размер которого определяется по следующей формуле.

Кэкс = Qк · Ак/D · Qкн;

где: Qк – общий объем перевозок в контейнерах на планируемый период, т;

Ак – оборот контейнера, сут.;

D – число дней в планируемый период, сут.;

Qкн – грузоподъемность контейнера нетто, т.

 

КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО ЖД

Контейнеры в России в основном перевозят по железной дороге. В настоящее время подобные перевозки регламентируются Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

 

Основные типы контейнеров

 

В международных перевозках используются следующие типы контейнеров:

1. Контейнеры универсальные. Это общий термин, который применим для любого типа контейнеров, изначально не предназначенных для перевозки особых видов грузов, например, требующих поддержания особой температурной среды; жидких грузов или сжиженного газа; сухих сыпучих грузов; легковых автомобилей; скота и др. Универсальные контейнеры подразделяются на виды:

1) контейнер общего назначения (ISO 1496/1). Полностью закрытый, пылеводонепроницамый, с жесткими крышей, боковыми и торцевыми стенками. Имеет двери хотя бы в одном торце (стенке). Предназначен для перевозки и хранения широкой номенклатуры грузов. Такому контейнеру дан код 00;

2) контейнер общего назначения. Имеет открывающуюся крышу. Может быть использован для специальных целей. Код: 03;

3) контейнер особого назначения. Имеет конструктивные особенности, облегчающие укладку и выгрузку, если они производятся иначе, чем через дверь, расположенную в одном торце. Может применяться для других особых целей;

4) контейнер закрытый вентилируемый. Контейнер закрытого типа, аналогичный контейнеру общего назначения, но специально предназначенный для транспортировки грузов, требующих естественной или принудительной вентиляции. Коды: 10 – для контейнеров с естественной вентиляцией, 15 – для контейнеров с принудительной вентиляцией;

5) контейнер открытый сверху. Контейнер общего назначения, без жесткой крыши. Может быть снабжен гибким раздвижным съемным чехлом, изготовленным из брезента, пластика или армированного пластичного материала. Чехол обычно поддерживается откидными или съемными балками крыши. Контейнер может иметь откидные и съемные верхние торцевые поперечные элементы, расположенные над торцевыми дверями. Код: 50;

6) контейнер на базе платформы. Не имеет жестких боковых стенок или заменяющих их рам, способных выдерживать нагрузки, которые обычно несет боковая стенка контейнера общего назначения. Имеет раму – основание.

7) контейнер на базе платформы (открытый сбоку) с верхней рамой (ISО 1496/6 с). Имеет жестко закрепленную конструкцию, несущую продольную нагрузку между торцами крыши. (Термин «нагрузка» используется для обозначения статического и динамического усилия, но не воздействия груза). Коды: 65 – для контейнеров, имеющих жесткую крышу и жесткие торцевые стенки; 54 – для контейнеров, открытых сверху, с жесткими торцевыми стенками; 55 – для контейнеров, открытых сверху и с торцов (каркасного типа);

8) контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и жестко закрепленными торцами (ISО 1496/6 а). Не имеет жестко закрепленной продольной несущей конструкции между верхними торцами. Коды: 61 и 62;

9) контейнер на базе платформы с неполной верхней рамой и складными торцами. Имеет складные торцевые рамы с полным поперечным рамным соединением между угловыми стойками. Коды: 63 и 64;

10) контейнер-платформа (ISО 1496/5). Грузовая платформа не имеет верхней рамы, но обладает длиной и шириной, равными основанию контейнера данной серии. Оборудована верхними и нижними угловыми фитингами, расположенными так же, как и на других контейнерах серии 1. Это нужно для того, чтобы можно было использовать одинаковые приспособления для подъема и закрепления контейнеров. Код: 60.

2. Контейнеры для специальных грузов. Это общий термин, обозначающий контейнеры специальной конструкции, предназначенные для перевозки грузов особых категорий. Они подразделяются на следующие виды:

1) изотермический (ISО 1496/2). Контейнер с изолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые ограничивают теплообмен между внутренним пространством контейнера и внешней средой;

2) термоизолированный. Изотермический контейнер без холодильных и/или отопительных установок. Коды: 20 и 21;

3) рефрижераторный контейнер с восполняемым хладагентом. Изотермический контейнер, имеющий в качестве хладагента лед, сухой лед (с регулируемой или нерегулируемой возгонкой), сжиженные газы (с регулируемым или нерегулируемым испарением). Не требует наружного источника энергии или подачи горючего. Код: 30;

4) рефрижераторный контейнер с машинным охлаждением. Изотермический контейнер с холодильной установкой (механическим компрессором, абсорбционной установкой и т. д.). Код: 31;

5) отапливаемый контейнер. Изотермический контейнер с обогревательным устройством. Код: 22;

6) рефрижераторный и отапливаемый контейнер. Изотермический контейнер, обслуживаемый холодильным устройством (механическим или с восполняемым хладагентом) и обогревательной установкой. Код: 32;

7) контейнер-цистерна (ISО 1496/3) включает два основных элемента: цистерну (или цистерны) и каркас (рамные элементы), соответствующие требованиям международного стандарта ISО 1496/3. Коды: 70–79;

8) контейнер для сыпучих грузов (временное определение). Состоит из несущей груз конструкции, жестко закрепленной в каркасе контейнера ISО серии 1. Предназначен для перевозки сыпучих грузов без упаковки. Коды: 80 и 81;

9) контейнеры для других видов грузов (автомобилей, скота и др.) построены согласно требованиям ISО к контейнерам и предназначены только (или первоначально) для перевозки особых грузов. Коды: 85 – для скота; 86 – для автомобилей. Существуют резервные номера для других особых видов грузов.

 

Транспортно-экспедиционное обслуживание на железных дорогах стандартизировано (ГОСТ Р 51133-98). Для организации железнодорожных контейнерных перевозок необходимо знать, что они различаются по видам отправки. Повагонная отправка предполагает, что груз предъявляется по одной накладной и для его перевозки (по объему или роду груза) нужен отдельный вагон. Контейнерной называют отправку, для которой требуется один контейнер. Отправка в 20-футовом или в 40-футовом контейнере считается контейнерной – крупнотоннажной. Мелкой считается отправка, при которой груз, предъявляемый по одной накладной, не превышает общей массы 10 т и не требует для перевозки (по объему или роду груза) отдельного вагона.

Правила перевозок предусматривают также следующие виды отправок:

1. малотоннажные – от 10 до 20 т, занимающие не более половины четырехосного вагона;

2. групповые – из нескольких вагонов;

3. маршрутные – с числом вагонов, соответствующим весовой норме маршрутного поезда (не менее 50 вагонов).

Железные дороги часто объединяют разрозненные партии грузов разных грузовладельцев в сборные отправки: повагонные, групповые и маршрутные.

Согласно статье 20 Устава, перевозчик уведомляет грузоотправителей о времени подачи вагонов и контейнеров под погрузку не позднее чем за два часа до подачи. Он же определяет техническую пригодность подаваемых вагонов (контейнеров). Перевозчик обязан подавать под погрузку вагоны (контейнеры): 1) исправные; 2) очищенные внутри и снаружи от остатков ранее перевозимых грузов (в необходимых случаях промытые и продезинфицированные); 3) годные для перевозки конкретных грузов; 4) со снятыми приспособлениями для крепления (за исключением тех случаев, когда эти приспособления несъемные).

 

Загрузка контейнеров

Размещение и крепление грузов в вагонах (контейнерах) производится в соответствии с:

1) техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;

2) правилами перевозок грузов в специализированных контейнерах на железнодорожном транспорте;

3) правилами перевозок грузов в универсальных контейнерах на железнодорожном транспорте;

4) требованиями правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом.

 

Перевозчик подготавливает принадлежащие ему контейнеры под погрузку своими силами. Либо это может делать грузоотправитель, но также за счет перевозчика – в зависимости от заключенного между ними договора. А подготовку контейнеров, не принадлежащих перевозчику, должен проводить грузоотправитель. Либо это делает перевозчик за счет грузоотправителя – также в зависимости от условий договора.

Перед наливом цистерн грузоотправитель проверяет техническую исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов цистерн. Пригодность вагонов и контейнеров в коммерческом отношении (состояние грузовых отсеков, отсутствие постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах и т. д.) для перевозки указанного груза может определяться как грузоотправителями, так и перевозчиком – в зависимости от условий. Так, пригодность вагонов определяет тот, кто обеспечивает погрузку, а пригодность контейнеров – всегда грузополучатель.

Грузоотправитель вправе отказаться от вагонов, контейнеров, непригодных для перевозки конкретного груза, и перевозчик обязан подать взамен указанных вагонов (контейнеров) исправные. При этом вагоны, признанные непригодными, исключаются из числа поданных и плата за пользование ими не взимается.

Если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в непригодный в коммерческом отношении вагон (контейнер), от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то ответственность за несохранность груза несет не перевозчик, а грузоотправитель.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗКИ

Процесс укладки груза необходимо контролировать, руководствуясь определенными правилами. Опишем их.

При размещении груза в контейнерах должны быть учтены его свойства в соответствии с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192 и знаками опасности по ГОСТ 19433, а также свойства упаковки и защитных покрытий внутренних поверхностей контейнеров. При укладке грузов в непрочной таре должны быть предусмотрены меры, исключающие повреждение груза (применение соответствующих прокладок, сепарации и т. п.).

В один контейнер можно укладывать только те грузы, которые совместимы по своим физико-химическим свойствам. При загрузке контейнера грузами разной массы и в различной таре грузы большей массы или в жесткой таре необходимо укладывать в нижние ярусы, грузы меньшей массы или в непрочной (фанерной, картонной и т. п.) таре – в верхние ярусы.

Грузы с различной упаковкой следует укладывать отдельно. Не допускается укладка груза в обрешетке вместе с картонными коробками или мешками. При загрузке в контейнеры оборудования без тары или металлических изделий, не подлежащих штабелированию, нельзя устанавливать их друг на друга.

Размещение крупногабаритных и тяжеловесных грузов, заполняющих контейнер неполностью, производится с учетом допустимых нагрузок, обеспечения оптимальных условий крепления грузовых мест и заданного положения центра тяжести контейнера. Грузы, имеющие острые углы или выступы, следует укладывать отдельно с применением прокладочных материалов, способных защитить другой груз от повреждения.

Грузы, выделяющие влагу или чувствительные к ее воздействию, следует сепарировать мешковиной. Можно также вложить в контейнер влагопоглощающий материал (например, силикагель) либо покрыть внутренние поверхности контейнера специальной влагопоглощающей бумагой типа «нон свит». Жидкий груз в таре следует укладывать в нижний ярус. Если поверх него можно положить другие грузы, то в любом случае их необходимо сепарировать досками толщиной не менее 20 мм или листами фанеры.

Загрузку контейнеров пакетированными грузами необходимо производить с минимальными зазорами между пакетами. А укладку грузовых мест совершать в несколько ярусов – так, чтобы каждый последующий ярус груза придавал устойчивость предыдущему.

Важно заполнять специальными прокладочными материалами свободное пространство («просвет») между грузом и стенами контейнера для предотвращения трения, ударов и т. д. Для обеспечения циркуляции воздуха внутри контейнера грузы, выделяющие влагу, следует укладывать на поддоны, деревянные решетки и другие прокладки из упаковочного материала.

Не допускается использование одного вида груза в качестве заполнителя пустот для другого. Грузы в контейнере должны быть уложены и закреплены таким образом, чтобы исключалась возможность перемещения грузовых мест в процессе перегрузки или транспортирования любым видом транспорта.

Для крепления груза в контейнере могут быть использованы следующие материалы: щиты деревянные, прокладки из толстолистовой фанеры, полимеры с пористой структурой типа пенопласта, надувные оболочки, мешки с отходами волокон, древесной стружкой или опилками, гофрированный картон, ленты текстильные и металлические, сеть из растительных и синтетических канатов, доски, брусья, клинья и др.

Для того чтобы грузы внутри контейнера не смещались, следует использовать прокладочный материал с высокими фрикционными свойствами, например листы резины, бризол, рубероид и др. Если грузы размещаются с зазорами, то у каждого поперечного ряда грузов вдоль зазора следует устанавливать стойки, скрепляя их между собой для устойчивости.

Одно или несколько грузовых мест, расположенных посередине контейнера, следует крепить с обеих сторон распорками с упором их в боковые стенки и пол. В местах упора распорок необходимо подкладывать брусья, доски, щиты и т. п.

Легкобьющиеся, хрупкие грузы следует крепить с помощью сеток или лент из растительных и синтетических материалов. Крепление груза со стороны двери контейнера является обязательным, если расстояние от груза до нее превышает 100 мм. При этом нагрузка должна передаваться на угловые стойки контейнера, а не на дверь. При использовании устройств для крепления груза нельзя превышать их расчетную нагрузку, которая составляет 1000 кгс – для устройств, расположенных на полу, и 500 кгс – для всех остальных. Не допускается крепление груза к деревянному полу контейнера с помощью гвоздей.

Если контейнер следует в страну, в которой действуют карантинные правила в отношении обработки лесоматериалов, необходимо принять меры для того, чтобы вся древесина в контейнере, упаковочных материалах и грузе соответствовала этим правилам. В подтверждение необходимо вложить или прикрепить на видном месте в контейнере копию свидетельства об обработке древесных материалов.

Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза. Перечень и условия перевозок опасных грузов в контейнерах устанавливаются Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом. Необходимо обеспечивать расположение центра тяжести груза как можно ближе к центру контейнера. При загрузке следует учитывать предельную грузоподъемность контейнера и трейлера и никогда их не перегружать. Масса груза в контейнере определяется разностью между номинальной массой брутто и массой его тары, указанными на трафарете. Масса одного места груза, загружаемого в крупнотоннажный контейнер, не должна превышать 1500 кг, загружаемого в среднетоннажный контейнер – 1000 кг.

После загрузки необходимо закрыть двери контейнера, закрепить ручку дверного запора специальными устройствами или проволокой; наложить пломбу установленного образца в порядке, предусмотренном Правилами. В зависимости от характера товара погрузочные инструкции могут меняться.

Стоит подчеркнуть, что после прибытия в пункт назначения груженые контейнеры сдаются только после наружного осмотра и определения соответствия пломбе отправителя.

 

Юрий Щербанин, Профессор, доктор экономических наук, директор по науке EATUCenterConsult

Владислав Артамонов, Логист компании Теплотекс

Дмитрий Манишин, Менеджер по логистике компании ФОРТ-Пресс

Статья опубликована в журнале: "Логистика и управление"

№3/март 2007 г.

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования