| 
 
 
  | 
| 
 Подборка законов и др. законных, подзаконных и незаконных актов по оптимизации налогов при эксплуатации личного автомобиля в служебных целях 
      
     
     СКЛАД ЗАКОНОВ ПО ЛОГИСТИКЕ ПРОДАЖ   
     СКЛАД ЗАКОНОВ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ   
     СКЛАД ЗАКОНОВ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА, ЭКСПЕДИЦИИ 
    И ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ   
     СКЛАД 
    ЗАКОНОВ О СЕРТИФИКАЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИИ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ и т.д. и т.п. 
        
    
     СКЛАД ЗАКОНОВ О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В 
    ЛОГИСТИКЕ 
        
       СКЛАД ЗАКОНОВ ОБ 
    АВИАПЕРЕВОЗКАХ  
        
        
      
       СКЛАД ЗАКОНОВ О ФИТОСАНИТАРНОМ, ВЕТЕРИНАРНОМ, 
      КАРАНТИННОМ и пр. КОНТРОЛЕ 
        
     СКЛАД ЗАКОНОВ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ 
    КОНТРОЛЕ    
      
       СКЛАД 
      ЗАКОНОВ О СТРАХОВАНИИ В ЛОГИСТИКЕ 
      
     СКЛАД ЗАКОНОВ О ДОКУМЕНТООБОРОТЕ ПРИ ДОСТАВКЕ 
    ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ    
     СКЛАД ЗАКОНОВ ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИЧНОГО АВТОМОБИЛЯ 
    В СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЯХ   
     СКЛАД ТИПОВЫХ ФОРМ 
    ДОКУМЕНТОВ ПО ЛОГИСТИКЕ   
        
        
          
      
      
     ЮРИДИЧЕСКИЕ 
    УСЛУГИ И КОНСУЛЬТАЦИИ 
      
      . 
    
      
    Личный транспорт не относится к основным средствам предприятия, хотя тоже 
    активно используется для его нужд. Существует несколько способов оформления 
    личного автомобиля для служебных целей. Из имеющихся вариантов, которые 
    нашли отражение в статьях ГК РФ и нормативных актах Правительства РФ, 
    целесообразно выбрать такой, который позволит преодолеть грань между личным 
    и служебным транспортом в сторону последнего. Интрига заключается в том, 
    чтобы перевести личные расходы на содержание личного автомобиля в расходы 
    предприятия (тем самым как бы превратив свой автомобиль в служебный) и, не 
    нарушая закона, уменьшить суммы налоговых отчислений в бюджет. 
    Практика показывает, 
    что чаще всего руководители предприятий довольствуются
    компенсацией, утвержденной
    Постановлением Правительства РФ № 92 от 8 февраля 2002 
    г. Уложиться в установленные законодательством нормы практически 
    невозможно, а затраты сверх установленных норм включаются в налогооблагаемую 
    базу по налогу на доходы физических лиц. К тому же, эти сверхлимитные суммы 
    не уменьшают облагаемую налогом прибыль. 
    Гораздо выгоднее воспользоваться возможностями, 
    предоставленными
    Гражданским кодексом РФ: «Договором 
    безвозмездного пользования» (Договором ссуды), «Договором 
    аренды транспортного средства с экипажем» или «Договором 
    аренды транспортного средства без экипажа». 
    По «Договору 
    безвозмездного пользования» 
    (Договору ссуды, ст. 689 ГК РФ), руководитель передает свой автомобиль в безвозмездное 
    пользование фирме, которая все расходы по эксплуатации и ремонту включает в 
    уменьшение налогооблагаемой прибыли. Но, в соответствии с положениями гл. 25 
    НК РФ, - передача автомобиля по этому договору Ссудополучателю рассматривается как аренда и подлежит налогообложению. При этом налоговые органы исходят из среднерыночной стоимости такой услуги. 
    Преимущества «Договора 
    аренды транспортного средства с экипажем» 
    (ст. 632 ГК РФ) заключаются в том, что расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, 
    в том числе на оплату топлива и других материалов (ст. 636 ГК РФ), ложатся на 
    арендатора, то есть предприятие. Эти расходы вместе с суммой арендной платы 
    уменьшают налогооблагаемую прибыль. 
    А вот расходы на текущий и капитальный ремонт 
    не уменьшают налогооблагаемую прибыль, поскольку ложатся на арендодателя, то 
    есть владельца автомобиля (ст. 634 ГК РФ). 
    Предприятию при заключении «Договора 
    аренды транспортного средства с экипажем» 
    приходится платить единый социальный налог (35,6 %) с суммы договора, так как 
    по этому договору арендодатель обязан оказывать услуги по управлению 
    и эксплуатации машины (ст. 632 ГК РФ), а эти услуги, по гражданско-правовым 
    договорам, облагаются ЕСН (п.1 ст. 236). 
    Оптимальным и наиболее рациональным для предприятия является «Договор 
    аренды транспортного средства без экипажа» 
    (ст. 642 ГК РФ). По этому договору, арендатор (предприятие) несет расходы не 
    только на содержание арендованного транспортного средства и его страхование, 
    но также связанные с эксплуатацией машины (ст. 646 ГК РФ), включая расходы на 
    текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ). В 
    этом случае уменьшается налогооблагаемая прибыль на сумму произведенных расходов, 
    и предприятие не попадает под начисление ЕСН. Любой договор аренды транспортного 
    средства уменьшает облагаемую налогом прибыль.  
    Если для наглядности 
    предположить, что прибыль предприятия 50000 руб., расходы на бензин 
    - 5000, ремонт - 3000, аренда - 4000 руб., то вы заплатите в бюджет: 
      -  при договоре безвозмездного пользования 
    автотранспортным средством (50000 - 5000 - 3000) х 24% = 10080 руб.; 
      -  при договоре аренды автотранспортного 
    средства с экипажем (50000 - 5000 - 4000) х 24% = 9840 руб.; 
      -  при договоре аренды автотранспортного 
    средства без экипажа (50000 - 5000 - 3000 - 4000) х 24% = 9120 руб. 
         Так как арендная плата 
    является доходом арендодателя, то есть хозяина машины, то с него удерживается 
    налог на доходы физических лиц (13% от суммы договора). Поэтому в каждом конкретном 
    случае надо решать, что выгоднее: оптимизировать налоги предприятия или собственные. 
    Нелишне напомнить, что при заключении договоров 
    аренды в перечне функциональных обязанностей руководителя должен быть указан разъездной характер работы. При этом необходимо оформлять такие же первичные 
    документы, как и при эксплуатации служебного автотранспорта. 
    К тому же надо знать, 
    что при «Договоре 
    аренды транспортного средства с экипажем» 
    руководитель, оформляя путевой лист, должен расписываться в нем и за себя, и 
    за водителя, а при «Договоре 
    аренды транспортного средства без экипажа» 
    за водителя расписывается любой другой сотрудник. Если в последнем случае за 
    водителя распишется руководитель предприятия - хозяин автомобиля, налоговый 
    инспектор констатирует несоответствие первичной документации договору, что даст 
    ему право считать расходы, отнесенные в уменьшение налогооблагаемой прибыли, 
    и НДС недействительными со всеми вытекающими последствиями. 
    Основную сумму бюджетных 
    перечислений предприятия составляет НДС. И в плане его оптимизации автомобиль 
    может сыграть весьма привлекательную роль. Очень часто служебные автомобили 
    обслуживаются за наличный расчет. Заключение договоров с автозаправочной станцией 
    и станцией техобслуживания дает возможность предприятию уменьшить сумму, отчисляемую 
    в бюджет по налогу на добавленную стоимость, поскольку в этом случае бухгалтерия 
    принимает к учету не кассовый чек, который даже с выделенной суммы НДС не уменьшает 
    налогооблагаемую базу по НДС, а счет-фактуру, который является основанием для 
    уменьшения НДС. 
      
    Использование личного автомобиля теперь без налогов  
    В
    
    письме от 29 декабря 2006 г. N 03-05-02-04/192 сотрудники Минфина, по 
    сути, пересмотрели свою позицию по вопросу налогообложения компенсаций за 
    использование личного транспорта в служебных целях (При применении следует 
    учитывать, что документ не носит нормативный характер и является 
    разъяснением по конкретному запросу). По их мнению, эти выплаты теперь не 
    облагаются ЕСН в полном объеме независимо от размера. 
    Напомним, что ранее, в
    
    письме от 14 марта 2003 г. N 04-04-06/42, Минфин придерживался другой 
    позиции. Считалось, что не платить ЕСН с компенсаций за использование 
    личного транспорта можно лишь в пределах норм, установленных 
    постановлением 
    Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92. Эту же точку зрения поддерживали 
    и налоговые органы - письмо МНС России от 2 июня 2004 г. N 04-2-06/419@. 
    Объясняли свою позицию чиновники так: в подпункте 2 
    пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ сказано, что освобождаются от ЕСН 
    все виды компенсационных выплат, связанных с исполнением работником своих 
    трудовых обязанностей, но только в пределах норм, установленных в 
    соответствии с законодательством Российской Федерации. Значит, все, что 
    больше, облагается ЕСН. 
    В новом
    
    письме не отрицается предыдущая позиция. Однако добавился еще 
    один аргумент. В пункте 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ сказано, что 
    выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если не 
    отнесены к расходам, уменьшающим налог на прибыль. А значит, компенсации за 
    использование личного транспорта, превышающие нормы
    
    постановления N 92, не облагаются ЕСН, так как уплачиваются за счет 
    чистой прибыли. 
    Получается, что сумма компенсации в пределах норм не 
    облагается ЕСН по статье 238, а сверх этих норм - по статье 236 Налогового 
    кодекса РФ.  
    У организаций появилась реальная возможность сэкономить 
    на ЕСН. Однако есть мнение, что и НДФЛ с сумм компенсаций, превышающих 
    нормы, тоже можно не платить. Ведь
    
    постановление Правительства РФ N 92 касается только налога на прибыль. И 
    к НДФЛ его применять нельзя, т.к. у каждого налога свой объект 
    налогообложения (п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ). Каких-либо специальных 
    норм в отношении НДФЛ законодательством не установлено. А раз так, то 
    удерживать налог с компенсаций за использование личного авто в служебных 
    целях не нужно (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Этой же позиции 
    придерживаются и некоторые арбитражные суды. Например, постановление ФАС 
    Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. N А26-6101/2005-210. 
      
    
    Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 
    Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным 
    транспортом 
    
    
    
    Понятие договора и правила его заключения 
    
    
    
    Договор аренды транспортного средства без экипажа 
    
    
    
    Договор аренды транспортного средства с экипажем 
    
    
    Гражданский кодекс РФ Глава 36. Безвозмездное 
    пользование 
    
    
    Постановление Правительства 
    РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 
    
    
    Письмо Минфина РФ от 14 марта 2003 г. N 04-04-06/42 
    
    
    Письмо Минфина РФ от 16 ноября 2006 г. N 03-03-02/275 
    
    
    Письмо Минфина РФ от 29 декабря 2006 г. N 03-05-02-04/192 
    
    
    Письмо Минфина РФ от 26 марта 2007 г.  N 03-04-06-01/84 
    
    
    Письмо УФНС по г. Москве от 18 сентября 2007 г. N 18-11/3/088756@ 
    
	Письмо Минфина РФ от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/1/20097 
    
    
    Компенсации работнику за использование его автомобиля бюджетным учреждением 
      
    Подборка законов и др. законных, подзаконных и незаконных актов по 
    оптимизации налогов при эксплуатации личного автомобиля в служебных целях   
 
  |