СКЛАД ЗАКОНОВ

    

СКЛАД ЗАКОНОВ. Главная тема
16+

СКЛАД ЗАКРЫТ

#вируспруденция обнулила вообще всё!

 

Реклама на сайте                   

 

 

Мультимодальный коносамент - документ на груз или вид ценных бумаг

 

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 147-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52297-2004 УСЛУГИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИЕ Термины и определения. Казалось, лед тронулся, но при ближайшем рассмотрении данный документ вносит еще большую неразбериху в и без того запутанное и противоречивое законодательство России.

 

14. коносамент: Транспортный документ, устанавливающий полномочия экспедитора в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки грузов.

15. мультимодальная перевозка: Перевозка, при которой один экспедитор организует и осуществляет доставку и перевозку груза от места отправления до места назначения транспортом различных видов, при этом он принимает ответственность за все расстояние перевозки и оформляет единый транспортный документ на перевозку груза.

ГОСТ Р 52297-2004

 

Термин Коносамент имеет определение или используется  во всех основных федеральных законах, касающихся перевозки груза и не только (всего более 200 нормативно-правовых актов употребляющих существительное "коносамент"). Среди них

ГК РФ

Статья 143. коносамент - вид ценных бумаг

Статья 224. п. 3. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.

Статья 785. коносамент - документ на груз

ТК РФ

коносамент - транспортный (перевозочный) документ

коносамент - подтверждает наличие и содержание договора морской (речной) перевозки

Ну и конечно Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, где коносаменту посвящен целый параграф.

 

Напротив термин "мультимодальная перевозка" вызывает некоторые сомнения. Т.к. ни в одном нормативно-правовом документе понятие или определение "мультимодальная перевозка" не закреплены, юридическим термином оно не является. Ни в одном, кроме ГОСТа (ГОСТ Р 52297-2004 п.15 гл. 2). При этом в данном определении вышеозначенного ГОСТа говориться об ответственности за все расстояние перевозки, тогда как в соответствии с законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет полную ответственность не только за расстояния (за организацию перевозки на всем маршруте) но и полную материальную ответственность за груз. Ответственность экспедитора за груз охватывает период с момента принятия им груза в свое ведение до момента выдачи груза.

Потребуется ли приводить в соответствие с этим ГОСТом все законодательство или наоборот изменится ГОСТ, покажет время. ГОСТ поправить проще.

 

Для справки. Впервые в федеральных нормативных актах прилагательное "мультимодальный" было употреблено в Распоряжении Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р  "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)" "…Создание мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах логистики…"

 

До этого слово "мультимодальный" употреблялось, но в ведомственных нормативных актах и в связи с международным законодательством.

Всего чуть более 30 документов, используют прилагательное "мультимодальный". И все же среди основополагающих документов регламентирующих перевозки грузов упоминание "мультимодальной перевозки" отсутствует.

Сложившаяся на сегодняшний день арбитражная практика однозначно говорит о безоговорочном отождествлении "мультимодальной перевозки" с определением "Смешанная перевозка".

Так, например Официальные правила ICC по толкованию торговых терминов - международные правила по толкованию наиболее употребительных во внешней торговле торговых терминов (Инкотермс 2000), изложенные в публикации Международной Торговой Палаты No.56O "Официальные правила ICC по толкованию торговых терминов" отождествляют понятия смешанный и мультимодальный "… Условие CPT может использоваться вне зависимости от вида транспорта, включая и смешанный (мультимодальный) транспорт…"

 

В принятой в январе 1996 года второй части гражданского кодекса есть Статья 788. Прямое смешанное сообщение, В соответствии с этой статьей регулировать такие перевозки должен закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении регулируются нормами транспортных уставов: УЖТ (ст. 65-79), КВВТ (ст. 104-114), УАТ (ст. 105-123).

 

Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ ГК РФ Статья 788. Прямое смешанное сообщение

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

 

Закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках пока нет. Также как нет Правил транспортно-экспедиционной деятельности, упомянутых в одноименном законе, да и УАТ от 1969 года. Работа над Уставом автотранспорта идет не один год, но приемлемого проекта еще нет, а что говорить про Закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках пока – его можно сказать еще и в планах нет. Есть правда проект "Федеральный закон о смешанных (комбинированных) перевозках" от Ассоциации экспедиторов Российской Федерации, но ходу ему пока не дают, да и спорных моментов там достаточно много (например, что такое "коносамент"). Ну а пока нет закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках грузов, соглашения о прямом смешанном сообщении должны заключаться организациями разных видов транспорта в соответствии с правилами о заключении договоров, установленными ГК (гл. 28 ), а грузовладельцы и экспедиторы руководствоваться положениями закона N 87-ФЗ от 30 июня 2003 г."О транспортно-экспедиционной деятельности".

Еще есть Конвенция ООН О международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980 г.) в т.ч. на русском языке, но ни РФ, ни ЕС ее не ратифицировали и сама конвенция так и не вступила в силу.

 

Что же это такое смешанная (комбинированная, мультимодальная, интермодальная, сегментарная) перевозка в прямом (непрямом) сообщении.

Смешанная перевозка - перевозка грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта с операциями над грузом в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладельца.

Смешанная перевозка это общее понятие для всех вышеперечисленных типов перевозок.

Смешанная перевозка может быть как международная, так и внутренняя.

Смешанная перевозка может быть в "прямом" смешанном сообщении и в "непрямом" смешанном сообщении.

 

Перевозки в прямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования; (УЖТ РФ).

Перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида; (УЖТ РФ).

 

Международная смешанная перевозка - перевозка грузов, по меньшей мере, двумя разными видами транспорта на основании договора смешанной перевозки из места в одной стране, где грузы поступают в ведение оператора смешанной перевозки, до обусловленного места доставки в другой стране. Операции по вывозу и доставке грузов, осуществляемые во исполнение договора перевозки только одним видом транспорта, как определено в таком договоре, не считаются международной смешанной перевозкой. (Конвенция ООН О международных смешанных перевозках грузов)

 

Оператор смешанной перевозки - любое лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент, или от имени грузоотправителя или перевозчиков, участвующих в операциях смешанной перевозки, и принимает на себя ответственность за исполнение договора.

 

Интермодальная перевозка (Intermodal Transport) - это родовое понятие для Комбинированной перевозки, Сегментарной перевозки, Мультимодальной перевозки. Она определяется как перевозка груза несколькими видами транспорта, где один из перевозчиков обязуется организовать всю перевозку груза от дери до двери (D2D) из одного пункта назначения или порта через один или несколько пунктов в конечный пункт назначения. В зависимости от того, как распределена ответственность между включенными в такую перевозку перевозчиками, выдаются различные транспортные документы.

 

Сегментарная перевозка (Segmented Transport) - это перевозка, в которой перевозчик, организующий всю перевозку груза от дери до двери (D2D) принимает на себя ответственность только за ту часть перевозки, которую осуществляет он сам.

 

Мультимодальная перевозка (Multimodal Transport) - это перевозка, в которой перевозчик, организующий всю перевозку груза от дери до двери (D2D) принимает на себя ответственность за всю перевозку груза в целом. В этом случае он может выдавать отправителю документ на мультимодальную перевозку, который покрывает весь путь следования груза.

 

Комбинированная перевозка (Combined Transport) - перевозка груза на одной и той же транспортной единице от грузоотправителя до грузополучателя с использованием на промежуточном этапе других видов транспорта (например вагоны или автомашины на морских паромах), осуществляемая по особой технологии.

Однако некоторые авторы (напр., Ж. Белотти, Франция) понимают под термином "комбинированные перевозки" - перевозку, выполняемую в условиях различных юридических режимов (напр., на каком-либо участке маршрута на перевозку распространяются международные правовые нормы, а на другом участке - нормы национального законодательства).

Так, например, в законе "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ положения об ответственности построены таким образом, чтобы в равной степени защитить интересы и экспедитора, и его клиента. Положения об ограниченной ответственности экспедитора при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозкой экспортно-импортных и транзитных грузов, основаны на единообразных правилах, разработанных ФИАТА (Международная федерация ассоциаций транспортных экспедиторов) и широко применяемых во многих странах. В соответствии с рекомендациями ФИАТА определены и количественные пределы этой ответственности. Установление ограничительных пределов ответственности международных экспедиторов является настоятельной потребностью для сохранения конкурентоспособности российских предпринимателей на рынке международных экспедиционных услуг. Это связано с необходимостью для экспедитора, работающего на международном рынке, страховать свою ответственность. При отсутствии ограничителей сумма страхового взноса, уплачиваемая экспедитором, существенно выше, что в свою очередь влияет в сторону увеличения на стоимость услуги и, следовательно, снижает шансы российского экспедитора перед иностранным. Законодательное установление пределов ответственности не противоречит российскому законодательству. В частности, ст. 400 ГК РФ допускает, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков. Что касается ответственности экспедитора, работающего внутри страны, то ограничение пределов его ответственности не устанавливается. Причиненный его действиями ущерб подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с требованиями гл. 25 ГК РФ.

 

Иными словами Интермодальная перевозка, Сегментарная перевозка, Мультимодальная перевозка, Комбинированная перевозка и т.д. в российском законодательстве именуется как Смешанная перевозка, с различной степенью ответственности. Ответственность определяется исходя из условий, на которых заключен Договор смешанной перевозки, или договор транспортной экспедиции.

В зависимости от того выписывается один транспортный документ или их несколько (каждый вид перевозки по отдельным перевозочным документам), Смешанная перевозка бывает в "прямом" и "непрямом сообщении".

Так что же такое Мультимодальный коносамент?

Мультимодальный коносамент это транспортный (перевозочный) документ, выданный экспедитором (Оператором Смешанной Перевозки Грузов), в подтверждение тому, что он принял груз от грузовладельца и является ответственным за груз с момента принятия до момента сдачи и отвечает за его утрату, повреждение и просрочку в доставке груза от дери до двери в полной мере как бы сам, являясь перевозчиком. При этом фактом принятия груза считается момент издания коносамента, а вся перевозка осуществляется стороной выдавшей Мультимодальный коносамент либо ею привлеченной.

Если при этом коносамент выписан согласно "Правил для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД\МТП" в соответствии с Правилами Конференции ООН по торговле и развитию и Международной торговой палаты (UNCTAD\ICC) 1992 г. и присутствует эмблема ФИАТА, то он становится Мультимодальным коносаментом ФИАТА.

Если при этом в Мультимодальном коносаменте нет оговорок, то есть Коносамент "чистый" (банк может не принять коносамент с оговорками (пометками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются), коносамент приобретает иное значение, как вид ценных бумаг, и попадает под действие закона о "О валютном регулировании и валютном контроле". А внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу, но это уже отдельная тема...

 

Владислав Артамонов

октябрь 2005 г.

См. также:

статью Игры в транспортную лингвистику

статью Коносамент, функции, виды, сфера применения, правила заполнения

статью Транспортная лингвистика

статью Горе для ума

статью О логистике, русском языке и здравом смысле

 

СКЛАД ЗАКОНОВ

 

 

  Яндекс цитирования